Общественные движения 1830-1850-х годов.
Цель: Ознакомиться со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов; Учиться доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России.
План урока. Направления русской общественной мысли; Первые кружки; Западники и славянофилы; Первые социалисты в России.
Направление русской общественной мысли. Консервативное направление; Либерально-оппозиционное направление; Радикально-демократическое.
Консервативное направление – отстаивающие неизменность политического строя, быта и т.д. Теоретики: Н.Г. Устрялов, М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин. Уверены в исключительности исторического пути развития России и считали его единственно правильным.
Либерально-оппозиционное направление – сторонники демократических свобод.
Радикально-демократическое направление – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причём эти изменения часто планировалось проводить крайними, насильственными методами.
Особенности общественного движения 30-50-х г.г. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; Произошёл окончательный разрыв между революционным и правительственным реформаторством; Впервые консервативное направление получило собственную идеологию; Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Главные вопросы общественной мысли России второй четверти 19 века: Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своём развитии должна идти Россия?
Идеологию российского консерватизма разработал С.С. Уваров «Теория официальной народности» основной принцип - «Православие, самодержавие, народность». Какую идею отстаивал Уваров? С какой целью была разработана данная идеология? Какие события повлияли на формирования данного принципа?
Самодержавие основа русского общества Оно «истинно» народ существует как И «законно» единое целое, так как сохраняет верность самодержавию Существующий порядок оберегает от жестокости и революций Запада отсутствие революций доказывало правильность существующего строя Крепостное право нормальное и естественное состояние.
Западники и славянофилы Какие пути дальнейшего развития предлагали? Какие существенные различия проявлялись в их теориях?
Западники Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев. «Благодаря преобразования Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности, Россия вступила на новую ступень развития. Задача России примкнуть к Западу и образовать вместе с ним единую общечеловеческую культуру»
Славянофилы Теоретики: Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев. Отрицательная оценка деятельности Петра I, его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. «Главная задача России возвращение её в старое, самобытное состояние»
Представители Западники Славянофилы Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К.Д. Кавелин А. С. Хомяков, И. В. Киреевский Отношение к самодержавию, государственный строй Ограниченная монархия, парламентский строй, де мократические свободы. Монархия + совещательное народное представительство -земское собрание; демократические права и свободы. Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху. Отношение к преобразованиям Петра I Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну. Отрицательно; Петр I вне дрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути. Отношение к влиянию Запада Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития. Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное - фабрики, железные дороги. Отношение к крестьянской общине Община - основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства.
Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества вели к оформлению революционно- демократического направления. Начинают распространяться различные социалистические идеи. Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.
Теоретики революционно-демократического направления и их взгляды. Герцен А.И., Огарёв Н.П., Белинский В.Г., М.В. Буташевич-Петрашевский. Отрицали существования самодержавного строя; Наилучший государственный строй – демократическая республика; Убеждённые сторонники скорейшей отмены крепостного права Крестьянская община и мирское самоуправление – основа социалистического общества; Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.
«Официальная народность» Славянофилы Западники Революционе ры-демократы Представители Уваров С. С., Погодин М. П. Хомяков А. С., Аксаков К. С. Соловьев С. М., Грановский Т. Н. Герцен А. И., Огарев Н. П. Отношение к самодержа вию Поддержка Отрицательное отношение к абсолютной мо нархии Отрицательное отношение к абсолютной монархии Отрицание самодержавного строя Наилуч ший государствен ный строй Существующая в России абсолютная монархия Монархия + совещательное народное представительство -земское собрание; демокр. права и свободы Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы Демократическая республика Отношение к крепостному праву Нормальное, естественное состояние, обеспечивающее защиту крестьян Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Убежденные сторонники скорейшей отмены крепостного права
Отношение к преобразованиям Петра! С Петра I Россия многое заимст вовала от Запада, но и не только полезное, а и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности» Отрицательно; Петр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну Отношение к крестьянской общине Основа существования и дальней шего развития России Крестьянская община, коллективное владение землей и мир ское самоуправление - основа социалист, общества Отношение к влиянию Запада «Борьба низших и высших сословий, ненависть -это первая трагедия европейской трилогии. Единодержавие, аристократия, борьба среднего сословия, революция - это вторая» Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное - фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития. Избежать «язв капитализма», которые существуют в Западной Европе