Норманнский вопрос – это вопрос о степени влияния скандинавов на образование древнерусского государства Норманнский вопрос – это вопрос о степени влияния скандинавов на образование древнерусского государства Поводом для дискуссии по норманнской проблеме послужил отрывок из «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 г.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
В.М. Васнецов. Призвание варягов В.М. Васнецов. Призвание варягов
Норма ннская тео рия (норманизм) — направление, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Норма ннская тео рия (норманизм) — направление, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Норманнская теория была сформулирована в XVIII в. Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлёцером – немецкими историками, работавшими в России
Однако уже в том же XVIII в. М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлёцера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и положил начало антинорманизму. Однако уже в том же XVIII в. М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлёцера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и положил начало антинорманизму. Антинорманизм отрицал ключевое влияние скандинавов в образовании древнерусского государства. Расцвет антинорманской теории пришёлся на XX в.
В то же время вопрос стремительно политизировался в связи с процессами, приведшими к объединению Германии (1871 г.). В немецкой философии появился тезис об «исторических» и «неисторических» народах, разделяемых по способности к созданию государства. Славян, в которых немцы видели противников объединения Германии, отнесли к неисторическим народам, используя в качестве обоснования норманизм. В то же время вопрос стремительно политизировался в связи с процессами, приведшими к объединению Германии (1871 г.). В немецкой философии появился тезис об «исторических» и «неисторических» народах, разделяемых по способности к созданию государства. Славян, в которых немцы видели противников объединения Германии, отнесли к неисторическим народам, используя в качестве обоснования норманизм. Как ответная реакция, в России активно стало развиваться «славянское» направление.
В 1930-х годах советская историческая наука, после некоторого перерыва, вернулась к норманнской проблеме на государственном уровне. В 1930-х годах советская историческая наука, после некоторого перерыва, вернулась к норманнской проблеме на государственном уровне. Политическое противостояние с гитлеровской Германией заставило руководство СССР вмешаться в исторический спор с идеологических позиций. Основным аргументом был признан тезис одного из основоположников марксизма Ф. Энгельса о том, что «государство не может быть навязано извне». Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени «русь». Особенно политическое противостояние усилилось когда появилась теория «Великой Швеции», предполагавшая отсталый характер славянских племён и их завоевание викингами.
Между славянами и скандинавами были очень тесные контакты до призвания варягов. Особое значение для русско-скандинавских отношений имели водные пути, пересекавшие Восточную Европу. Между славянами и скандинавами были очень тесные контакты до призвания варягов. Особое значение для русско-скандинавских отношений имели водные пути, пересекавшие Восточную Европу. Археология обнаруживает большое количество скандинавских предметов на территории Руси и даже скандинавские захоронения. Главным центром скандинаво-славянских контактов являлась Старая Ладога. Не исключено, что именно этот город стал варяжским центром после призвания, а не Новгород По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии - варяги (норманны). Вместе с тем нельзя преувеличивать значение варяжского элемента в создании Древнерусского государства. Причины его появления коренятся в длительной эволюции восточнославянских, финно-угорских и других племен, постепенном совершенствовании хозяйственных и социальных структур, налаживании межплеменных связей. В конечном итоге именно это стало главным условием возникновения государства.
???????????? ???????????? ОТКРЫТ ????????????