Модульная программа. Россия во второй половине XIX века. Модуль III: «Реформы 60-70-х гг.» Цель урока: сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX века. План урока: Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Итоги и значение реформ.
Изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии. Земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; принципы буржуазного права; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия; 18 июня 1863г. – новый Университетский устав; 1 января 1864г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864г. – издание Судебных уставов; 6 апреля 1865г. – «Временные правила о печати»; 16 июня 1870г. – Городское положение; 1 января 1874г. – Устав о воинской повинности.
Задание: Проверочное тестирование Инструкция по выполнению тестового задания по теме: «Крестьянская реформа 1861г.» Выбрать правильный ответ. Занести в бланк ответов. Проверить и оценить работу.
Ответы
Правление Александра II (1855-1881 гг.) Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.