Мифы Древнего Египта
Египетская цивилизация – древнейшая цивилизация в мире.
Египетская цивилизация – древнейшая цивилизация в мире.
Нил – священная река древнего египта.
ДРЕВНИМ ЕГИПТОМ ПРАВИЛИ ФАРАОНЫ
Росписи и рельефные изображения гробниц и саркофагов
Особым почетом в египте пользовались кошки.
В древнеегипетской мифологии было 3 основных мифологических цикла: В древнеегипетской мифологии было 3 основных мифологических цикла: 1) Мифы о сотворении мира (космогонические); 2) Солярные мифы – мифы о борьбе Солнца со своими недругами(“Борьба Ра с Апопом”, “Возвращение Тефнут в Египет”); 3) Культ Осириса (“Сказание об Осирисе”).
Гелиопольский миф Древние мифы Египта о сотворении мира таковы: изначально существовал только бескрайний океан Нун. Но однажды из глубин Нуна появился бог Атум. Вырвавшись из объятий океана, Атун произнес заклинание и тотчас же на поверхности Нуна появился холм Бен-Бен. Сидя на красивом холме, Атун сотворил ветер, дождь и влагу – в лице бога ветра Шу и богини Тефнут. Однако в темноте боги-дети потерялись, и Атун вырвал свой глаз и отправил его на поиски…
Гермопольский миф По воле Тота, верховного божества Гермополя, и в этом самом месте водная стихия породила четырех лягушек (мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон, часто изображались как люди с головами лягушек) и четырех змей (женские божества - Наунет, Хаухет, Каукет и Амаунет, имели головы змеиные), иногда – восемь бабуинов, приветствующих рассвет. Они совместно произвели на свет Яйцо, которое поместили на появившийся из воды холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри (молодой Ра).
Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще «Тексты Пирамид» говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом», а позднейшие изображения показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами. Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще «Тексты Пирамид» говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом», а позднейшие изображения показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами.
По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером». Эта легенда получила широкое распространение. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний. По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером». Эта легенда получила широкое распространение. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.
Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце «великого Гоготуна», снесенного на землю. На основании подобных текстов можно составить в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца, из «яйца великого Гоготуна», появилось солнце. К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд. Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце «великого Гоготуна», снесенного на землю. На основании подобных текстов можно составить в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца, из «яйца великого Гоготуна», появилось солнце. К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд.
Миф о возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни «хамсина» и оживлением растительности связан миф о возвращении дочери Ра - Тефнут. Тефнут (иногда называемая также Хатхор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Грозной львицей бродит она в гневе по земле Бугем: «Пламенная, владычица огня, повергающая врагов дыханием своих уст, с пылающим сердцем, опаляющая горы пламенем своим». Но старый бог Ра тоскует о своем солнечном оке и, по некоторым данным, нуждается в защите своей могучей дочери против угрожающих ему врагов.
Мифы о борьбе Солнца со своими недругами Солярные мифы
Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподни и, пересев в ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, где победа остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподни и, пересев в ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, где победа остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле
Сказания об Осирисе Культ Осириса
Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.
С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос – место погребения фараонов. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос – место погребения фараонов.