Казаки на Алтае
С самого начала освоения Сибири Российским государством встала первостепенная задача защиты русских селений на этой огромной территории от посягательств воинственных и коварных соседей. Первые сибирские города были крепостями с большими военными гарнизонами. Вдоль южной границы сибирской территории России была возведена линия казачьих укреплений, протянувшаяся от Кузнецка через Бийск к Усть-Каменогорску. Она получила название Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и была возведена в основном в конце ХVII – первой половине ХVIII столетия.
В течении многих столетий формировалось казачество. Казаки всегда храбро и честно сражались на рубежах государства Российского против всякого рода захватчиков, не прося взамен ничего кроме свободы.
казак — это вольный человек, и каждый пришедший на землю казаков с миром становился свободным.
Этот принцип во многом не устраивал верховное правление России во все времена. Поэтому взамен благодарности казаки терпели гонения и притязания, но это не сломило их дух.
Казак — не тот, кто назвал себя казаком, а тот, кто не жалея себя служит верой и правдой Отечеству, Казачеству и Церкви Православной.
На Алтае Казаки появились в конце 16 века. В 1762 году по распоряжению генерал губернатора Томской области всё приграничное мужское население было оказачено. Бикатунская Казачья линия (862 км) включала охрану Китайской и Монгольской границ, до образования пограничных войск Его Императорского Величества, по решению сената.
В годы советской власти казаки были репрессированы: часть расстреляны, часть сосланы в более дальние районы. До 1933 года казаки не имели никаких прав. В годы войны казаков начали снова призывать в ряды красной армии. В 1944 году были сформированы корпуса, которые были признаны традиционными казачьими формированиями, которые должны были подчиняться фронтам.
Начинать приходилось с нуля. С азов речевой культуры, например, когда казак казака приветствует не безликим "привет", а емким и образным "здорово дневали". С воспоминаний о "праве первого дыма": посторонний человек, пришедший на жительство в станицу, впервые топил здесь печку, и родовые казаки спешили помочь ему с обустройством: кто семенами делился, кто - живностью. Но проходило два поколения, и только внук этого человека становился по праву рождения родовым казаком, с правом собственного голоса и обязанностью жить по казачьему уставу.
Выжившие после гонений веточки казачества принимаются, пускают корешки и росточки, но документов, метрик, биографий предков-казаков в семейных архивах не найти. . Так было не только на Алтае, на всей территории СССР, не то что называться казаком - хранить память о своих дедах было опасно для жизни.
ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ АЛТАЙСКИХ КАЗАКОВ
Среди казачьих региональных формирований совершенно самобытное явление представляет собой музыкальная культура алтайских казаков. Этническая группа казаков-алтайцев сложилась в особых исторических условиях освоения русскими сибирских земель, длительное время обладала отличительными качествами хозяйственного и бытового уклада, имела свои специальные военные задачи по охране рубежей сибирских российских владений. Все это отразилось как на поэтическом содержании сложенных в среде алтайских казаков народных песен, так и на их жанровом составе, музыкально-поэтической стилистике, характере исполнения.
В бывших казачьих горных селениях Тулота и Тигирек Чарышского района Алтайского края московским собирателям удалось зафиксировать в середине шестидесятых годов несколько редких по содержанию песен, отражающих черты воинского казачьего быта. В них повествуется о дальних походах русских войск за Дунай. При этом изложение сюжетных мотивов ведется от лица терских и уральских казаков. Можно предполагать, что подобные песенные примеры были занесены на Алтай уже после описываемых событий.
В то же время по характеру распева алтайские песни существенно отличаются от близких по жанровым признакам песен уральских и терских казаков. Они весьма лиричны, звучат сравнительно мягко, в низком густом регистре. Четкость метрики, упругая ритмичность сочетаются в них с достаточно развитой распевностью. В многоголосии при контрастном сопоставлении двух основных вокальных партий – ведущего нижнего голоса и верхнего подголоска – важную роль в развитии напева играет самостоятельная индивидуальная по рисунку линия среднего голоса. Полифонические средства находятся в логическом единстве с гармоническими.
Немало в репертуаре алтайских казаков и поздних воинских песен, относящихся к XIX столетию.
Рассматривая жанровый состав песенного репертуара алтайских казаков, важно указать на тесную связь обрядовых его компонентов с аналогичными формами в репертуаре жителей крестьянских старожильческих сел.
Завершая характеристику песенной традиции алтайских казаков, следует отметить, что изучение этого самобытного явления в русском музыкальном фольклоре по существу только начинается.
На то они и казаки, им удается делать главное: воспитывать молодежь, передавать им православные ценности казачества, не ронять авторитета казачьего круга и жить по принципу "За веру, волю и Отечество".