История развития эволюционных идей Курс Общая биология9 класс
I этап развития эволюционных идей –– учения античных философов философ Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.) «Вселенная никогда ни кем не создавалась, она существовала всегда, в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается»
I этап развития эволюционных идей –– учения античных философов Эмпедокл, V в. до н. э. Древнейшая теория эволюции«в самом начале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединились между собой в самых невероятных сочетаниях (пример, кентавры – мифические полулюди - полукони). Позднее все нежизнеспособные комбинации погибли»
II этап – мрачного застоя, развития креационизмаГосподство христианской церкви в Европе привело к насильственному насаждению метафизического мировоззрения в науке «постоянство, неизменность и изначальная целесообразность всей природы, т.е. полное соответствие организма или органа выполняемым функциям, т.е. цели поставленной творцом при его создании»
III этап – эпоха Возрождения (с ХV века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Английский философ Френсис Бэкон(1561-1626)закладывает основы экспериментального подхода в научных исследованиях совершают основополагающие открытия в строении человеческого тела (ХVI-ХVII века) Андреас Везалий (Италия) Уильям Гарвей (Англия)
III этап – эпоха Возрождения (с ХV века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Открытие существования микромира
III этап – эпоха Возрождения (с ХV века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Экспериментально опровергли возможность самозарождения живых организмов
IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы Р. Гук, Д. Дидро, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. Гёте, К. Рулье, Ш. Боннэ - сторонники изменяемости органического мира Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция (1707 – 1788)…Организмы, имеющие общих предков, претерпевают измененияпод воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развитияОднако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения
IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция, (1707 – 1788)…Организмы, имеющие общих предков, претерпевают измененияпод воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Чарльз Лайель, Англия, (1797 – 1875)…роль организмов в истории земной коры и связь между развитием органического и неорганического мира Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развитияОднако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения
*Основные задачи эволюционного учения – поиск решения проблем: Сущность и причины эволюцииПричины целесообразности устройства организмовПричины многообразия органического мираПричины сходства и различий между разными видамиПричины одновременного существования низших и высших организмов
Биология на рубеже ХVIII века была лишена стройной концепции эволюции, но развитие естественных наук подготовило почву для создания первых эволюционных теорий
Система органического мира Карла Линнея. Вид – элементарная единица живой природы. Выделил главный признак – свободное скрещивание особей одного вида. Ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс. Возможно естественное возникновение разновидностей, но виды неизменны. (!!!) Классификация растений и животных носила искусственный характер, т.к. основывалась на 1-2 признаках и не отражала подлинного родства группами организмов. (!!!) Предложил бинарную номенклатуру. (!!!) Описал около 10 тыс. видов растений, около 4,5 тыс. видов животных. Впервые поместил человека в отряд Приматов.
Карла Линнея по праву называют отцом систематики Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний
Эволюционные идеи Жана Батиста Ламарка (1744-1829). 1. Движущие силы эволюции – врождённые способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания 2. Направления эволюции – постепенное усложнение от низших форм к высшим ( градации – ступени; отклонения от градаций – наличие низших и высших форм одновременно) 3. Результаты эволюции – возникновение приспособлений у живых организмов к условиям обитания и видообразование 4. Механизм эволюции – изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование организма, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа и наследственное закрепление у данной особи. 5. Единица эволюции – отдельный организм
Пример эволюционных изменений по Ламарку
Оценка эволюционого учения Ж.-Б. Ламарка.
Д./З.: Праграф № 41,Записи по тетради, таблица «Оценка учения Ламарка»,Составить список научных открытий и технических достижений человека в конце ХVIII и начале ХIХ веков.