ИСТОРИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
“Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь”.
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В большинстве стран состоит из двух палат.Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций, при которой учреждается постоянно действующий избираемый населением представительный орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.
Структура парламента Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты.Парламент - однопалатный парламент. - двухпалатный парламент.Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет, в каждой палате свой председатель.
Структура парламента Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus - посланный). Существует два вида мандатов: -свободный;- императивный мандат.
Сфера полномочий парламента Формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров.
Сфера полномочий парламента В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента.Контроль за деятельностью правительства.Законодательная компетенция - основная для парламента.
Зарождение парламентаризма в Европе Средневековая ВеликобританияАнглийский парламент – первый в истории пример института представительной демократии. В январе 1265 г. графом Симоном де Монфором в Лондоне был созван первый английский парламент, в котором были представлены основные сословия Англии. Но о формился парламент как постоянно действующее учреждение только в 1290-е годы . Тогда же за ним закрепилось название – parliamentem.
Парламент был однопалатным и играл двоякую роль, выступая как сословно-совещательный орган, и орган высшего суда. Разделение парламента на две палаты: палата лордов и палата общин произошло в 1341-1343 гг. Канцлер - руководил палатой лордов;Спикер («говорильщик» перед королем) – руководил палатой общин.
Компетенция парламента также формировалась постепенно. Основным полномочиями парламента были следующие:• Высший суд• Утверждение налогов и сборов• Советы королю по государственным делам и по принятию законов(законодательная инициатива оставалась у короля)
В XVI-XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы - Нидерландах, Англии, Франции – в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладающие законодательными и контрольными полномочиями.
История российского парламентаризма Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1549 г. Земского собора, принявшего Судебник Ивана IV Грозного (сборник законов).
В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. Последний Земский собор собирался в 1653 году, который решил вопрос присоединения Малороссии к России.Эпоха Петра I характеризуется отрицанием парламентаризма верховной власти и окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти
Екатериной II была подписана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления развернутым законом по организации городского управления В эпоху Александра II в 1864 году учреждены земства - всесословные представительства на уровне уездов и губерний, а в 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.
27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.
ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 27 АПРЕЛЯ 1906 Г. – 8 ИЮЛЯ 1906 Г. Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года в разгар первой русской революции.
Современный этап российского парламентаризма Конституция (от лат. constitutio — «устройство») в формальном смысле — основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
12 декабря 1993 года одновременной с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции РФ. Большинством голосов избирателей Конституция РФ была принята, что стало началом принципиально новой эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны.
Система законодательной власти в Российской Федерации Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации;Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная дума состоит из 450 депутатов.
К ведению Совета Федерации относятся:-изменение границ между субъектами Российской Федерации;-утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;-утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;-решение об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государства;-назначение выборов Президента Российской Федерации;-отрешение Президента Российской Федерации от должности;-назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;-назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;-назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:- принятие кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации, предложенной Президентом (Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы);-вопросы о доверии Правительству Российской Федерации;-заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах деятельности;-назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;-назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;-назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;-объявление амнистии;-выдвижение обвинения против Президента РФ и последующего отрешения его от должности.
Государственная Дума Российской Федерации первого созыва Выборы в Государственную Думу первого созыва проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.
Основные итоги деятельностиФедеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации» «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; Первая часть Гражданского кодекса - экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы. Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.
Государственная Дума Российской Федерации второго созыва (16 января 1996 года – 24 декабря 1999 года) Списки кандидатов в депутаты Государственной Думы выдвинули 69 избирательных объединений (блоков), из которых в итоге 43 были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для участия в выборах. На выборах по одномандатным избирательных округам на 225 мест в Государственной Думе претендовали свыше 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты.Председателем был избран Г.Н.Селезнев (КПРФ)
Государственная Дума Российской Федерации второго созыва (16 января 1996 года – 24 декабря 1999 года)
Деятельность Государственной Думы РФ второго созыва Государственная Дума второго созыва приняла 1395 законов, из них 749 вступили в силу.Среди них федеральные конституционные законы:«О судебной системе Российской Федерации»;«О Правительстве Российской Федерации»;«Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации»;«О военных судах Российской Федерации».
Государственная Дума Российской Федерации третьего созыва (18 января 2000 года – 11 декабря 2003 года) Выборы в Государственную Думу третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года, и в них приняли участие 61,85 % от общего числа избирателей.В бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу было включено 26 избирательных объединений (блоков).В одномандатных избирательных округах на места в Государственную Думу претендовали 2216 кандидатов в депутаты.
Председателем был избран Г.Н.Селезнев (КПРФ)
Государственная Дума четвертого созыва (29 декабря 2003 года – 16 ноября 2007 года) Выборы в Государственную Думу четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года . Для участия в выборах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации зарегистрировала 18 политических партий и 5 избирательных блоков.
Председателем Государственной Думы был избран Б.В.Грызлов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»)
Основные направления законодательной деятельности Основным приоритетом деятельности Государственной Думы четвертого созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны: рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.
В период деятельности Государственной Думы четвертого созыва было сформировано большинство одной партией – «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Это новое соотношение партийно-политических сил в Думе позволило обеспечить широкую поддержку курсу Президента РФ В.В. Путина и законодательным инициативам Правительства РФ.Важное значение для дальнейшего развития Российского парламентаризма имеет принятый Думой четвертого созыва федеральный закон о парламентском расследовании. В результате большой работы депутатов и Аппарата Государственной Думы сложились и отладились процедуры, регламентирующие законодательные и другие полномочия государственной Думы.
Государственная Дума Российской Федерации пятого созыва (24 декабря 2007 года – 2011 год) Выборы состоялись 2 декабря 2007 года. Барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Убран нижний порог явкиУбрана возможность голосовать против всех, Отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, Членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, Партиям запрещено объединяться в выборные блоки.
Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы пятого созыва Председателем Государственной Думы избран Б.В.Грызлов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Основные результаты законодательной деятельности:Закон Российской Федерации о поправке к конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»;Федеральный закон «О противодействии коррупции»;Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»;Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании»;Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» и т.д.
В конце 2011 года истекает срок полномочий депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва.В этом же году нам предстоит избрать Государственную Думу шестого созыва.