История костюма в истории донского края МОШКИНА Т. Н. РОСТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №42
Петр I шел на Азов. В двух верстах от устья реки Темерник увидел он родник. «Богатый колодезь!»-сказал он, утолив жажду ключевой водой. С тех пор стал называться этот источник Богатяновским, а улица ведущая к нему, - Богатяновским Спуском (ныне пр. Кировский).
Дмитрий в 17 лет принял монашеский сан. В 1702 году Петр Iназначил его митрополитом Ростова Ярославского. Умер Дмитрий в 1709 г, ровно за 40 лет до основания нашего города.
Императрица Елиза- вета Петровна 15 декабря 1749 г. подписала грамоту, повелевавшую построить таможню на правом берегу Дона в устье Темерника. 13.09.1861 г. крепость и город получили название св. Дмитрия, митрополита Ростовского.
Унтер офицер крепости Дмитрия Ростовского. 1773г. Под кафтан зеленого цвета с красной отделкой одевали камзол и штаны по колено – килоты. На ноги надевали краги под штиблеты, головной убор – треуголка.
Казаки порта Дм.Ростовского носили шапки с голубым верхом, голубые кафтаны и шаровары.В 1774 г. была введена единая форменная одежда. Верхние кафтаны – голубые с красными воротниками и красным подвоем. У офицеров кафтаны и верхи шапок отделывались золотой тесьмой, а кушаки (пояса) – серебряными или золотыми украшениями.
Основную часть костюма казачки с сер. XVIIIв. Составляло платье – кубелек, надевалось поверх рубахи, шился из парчи или разноцветного шелка. В верхней части имелась застежка. Подол и рукава рубахи выглядывали из-под кубелека. Головной убор – повойник, украшался парчой, жемчугом, перьями.
В 1811 г.была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Она состояла из куртки и шаровар синего цвета с красной отделкой (выпушкой и лампасами), пояса с портупеей белого цвета и кивера (высокая шапка со свисающим красным верхом). Кивер у офицеров украшался султаном из белых перьев и серебряной кокардой.
В женском казачьем костюме к.XVIII в. явно проглядывают русские традиции. Поверх рубахи на бедра замужние женщины надевали паневу, обычно красного цвета из полотнищ домодельной ткани. На голову надевали рогатую кичку, украшенную жемчугом и блестками, расшитую узорами.
Бедный люд одевался очень просто. Мужчины носили рубахи навыпуск и подпоясывали их кушаками или веревкой. Штаны имели свободный крой и заправлялись в сапоги. Самый распространенный головной убор – картуз – неформенная фуражка с жестким козырьком. Женщины носили широкие юбки темных тонов и светлые рубашки свободного кроя. Головы всегда покрывали платками.
Купеческая одежда в основном имела крестьянское происхождение, но отличалась дороговизной ткани, т.к. купечество, вышедшее из крестьянства, добилось положения господствующего класса. Женский костюм соответствовал моде и не имел социальных различий.
В царской России в средних и высших учебных заведениях существовала форма, сходная по фасону с военной, светло-синего цвета, шинели были типа офицерской – светло-серого цвета.
Ритуальный костюм духовенства составляли ризы (рясы) и облачения. Ризы делались из парчи, бархата, шелка. Цвета были разнообразные: зеленые, синие, красные, желтые, белые. Черные надевали только на отпевание умерших. Головной убор дьякона – скуфейка. А священникам в качестве награды жаловался – камилавк (головной убор ведрообразной формы).
У морских офицеров верхней одеждой служила шинель черного цвета, погоны – золотые с черным кантом и вышитыми звездами. Форма матросов в дореволюционной России была очень похожа на современную, но отличалась кроем и деталями.
Интеллигенция XIX в. чаще всего ходила в сюртуках из черной ткани. Их носили с белыми крахмальными рубашками. Фасоны галстуков были разнообразны: самовязы, бантики. Верхней одеждой была накидка из сукна с пристегивающимся капишоном. Женский костюм был весьма разнообразен, отличался изысканной строгостью.
Так одевались в 30 годах XX века не только в Ростове. ЧЬЯ ОДЕЖДА ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ И ПОЧЕМУ?