Урок истории
Тема урока:Эпоха Екатерины Великой
Постановка проблемы:Кто она - Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху - эпохой «Просвещенного абсолютизма»?
Что бы вы хотели узнать?Какой она была как человек и государственный деятель?Почему «Великая»? Что общего, и какие различия с Петром I ?Какими достижениями во внутренней политике было отмечено царствование Екатерины II ?
Гипотеза:Екатерина II в российской истории рассматривается как просвещенный монарх. Можно ли с этим согласиться?
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности Исторические условия, в которых осуществляется деятельность личности; Характер задач, которые стремится решить исторический деятель, и методов их решения; Интересы какого класса выражает исторический деятель? Значение его личных качеств.Общая оценка результатов деятельности исторической личности.
Какой период предшествовал Екатерине II ?«Эпоха дворцовых переворотов»Эпоха - определенный период, отмеченный одной какой-либо характерной чертой, событием.
Восстановите хронологию событий
Эпоха Екатерины Великой1762 - 1796Эпоха«Просвещенного абсолютизма»«Золотой век» дворянства
Точки зрения об эпохе Екатерины IIЛюдовик Филипп де Сегюр (французский граф, проживший в Россииоколо четырех лет)«Это была просвещенная монархиня и любезная дама»
Точки зрения об эпохе Екатерины IIКлючевский Василий Осипович (русский историк, педагог, профессор)«Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков»
Точки зрения об эпохе Екатерины IIИшимова Александра Осиповна (русская писательница, переводчица, педагог)«Это была умнейшая государыня своего времени»
Точки зрения об эпохе Екатерины IIПашков В.Г. (художник)«Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».
Точки зрения об эпохе Екатерины IIРельер (один из иностранцев)«Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд - все возвещало в ней великий характер....»
Точки зрения об эпохе Екатерины II«Это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам…»«.Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась....»
Выбрать одно из суждений, которое вам ближе всего и объяснить почему.
Изучение новой темы:Чем характеризуется экономическое развитие в период правления Екатерины II ?
Вывод:Хозяйственная специализация районов страны, денежный оброк, отходничество; Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда; Появление бумажных денег.
Политика Екатерины II получила название «Просвещенный абсолютизм»
Философы - просветители
Влияние идей философов-просветителей на внутреннюю политику Екатерины IIКритика феодального общества;Выступление против эксплуатации;Выступление против деспотических форм государственного управления;Отстаивание теории общественного договора
Изучение новой темы:Чем характеризуется внутренняя политика в период правления Екатерины II ?
Вывод:Уложенная комиссия;Расширение привилегий дворянства;Жалованные грамоты дворянству и городам;Реформа местного управления;Централизация власти;Вольное экономическое общество.
«Наказ» Екатерины II
Работа с документомКак видела Екатерина II основы своей внутренней политики?
«Золотой век» российского дворянства
Работа с книгойНайти привилегии, которые получили дворяне при Екатерине II
Выбрать одно из суждений, которое вам ближе всего и объяснить почему.
Можно ли согласиться с гипотезой?Екатерина II в российской истории рассматривается как просвещенный монарх.
Домашнее задание:Сравнить Екатерину II и Петра I, используя памятку-алгоритм. Выделить нравственные черты, способствующие их возвышению как государственных деятелей.
Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?
Урок истории