Культура цивилизаций Древней Америки.
Религия Одежда Образование и наука Искусство
Одежда Одеждой подчеркивала социальные различия между людьми, наряды отличались не только пышностью, но и продуманностью деталей. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Самыми распространёнными орнаментальными мотивами были изображения солнца, стилизованных раковин, драгоценных камней, змей, рыб, кактусов, бабочек, а также геометрические фигуры. Встречались даже узоры, изображающие… падающий снег, хотя в Мексике такое природное явление — исключительная редкость.
Религия Религия ацтеков вся посвящена солнцу и ставит дневное светило в центре всего мироздания. Ацтеки верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Жертвоприношения были широко распространенным явлением;
Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная.
Образование и наука У ацтеков до 14 лет обучение детей было в руках их родителей. Юноши шли в школу с 15 лет. Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили писать и читать. Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других — в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
Календа рь ма йя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими Центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др. Любопытно, что календарь майя лучше соотносится с астрономическим годом, чем современный Григорианский календарь.
Календарь инков — состоял из солнечного и лунного календарей, применявшихся цивилизацией Инков в доколумбовой Америке. Календарный год — из 12 месяцев по 30 дней в каждом — назывался уата или вата и мара и состоял из 360 дней плюс дополнительные.
Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков друг к другу без использования строительных растворов, наклонённые внутрь стены со скруглёнными углами и лёгкие соломенные крыши. Благодаря этим особенностям здания инков обладали феноменальной сейсмостойкостью.
У инков была богатейшая музыкальная культура. Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник.