Цивилизация Минойского Крита (конец III – II тыс. до н. э.) Цивилизация Минойского Крита (конец III – II тыс. до н. э.) Ахейская Греция. Микенская цивилизация (конец III – II тыс. до н. э.) Гомеровский период (темные века) (XII – IX вв. до н. э.) Архаическая Греция (VIII– VI вв. до н. э.) расцвет полисов, колонизация. Классическая Греция (V – IV вв. до н.э.) Борьба за влияние в Средиземноморье. Эллинистический период ( IV – II вв. до н.э.)
Название «минойская» от имени мифического царя Крита Миноса. Название «минойская» от имени мифического царя Крита Миноса. На рубеже III—II тысячелетий до н.э. на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами». Складывается теократическая монархия. Своеобразны письменность и изобразительное искусство. Цивилизация достигла расцвета в 16-15вв. до н.э., столицей становится город Кносс. Археологические находки свидетельствуют о сильной социальной дифференциации населения. Гибнет в 1450г. до н.э.
Основная часть варварских племен, принимавших участие во вторжении, не удержалась на захваченной ими территории и отхлынула обратно на север. Основная часть варварских племен, принимавших участие во вторжении, не удержалась на захваченной ими территории и отхлынула обратно на север. Лишь небольшие племенные группы дорийцев и родственных им западно-греческих народностей ионийцев , беотийцев и фесалийцев , обосновались в прибрежных районах Пелопонеса : Арголиде, Ахайе, Элиде, Лаконии и Мессении . Отдельные островки ахейской культуры продолжали существовать вперемежку с вновь основанными поселениями пришельцев.
Полис – гражданская община.
Отсутствие единого политического центра цивилизации. Отсутствие единого политического центра цивилизации. Совпадение политической и военной организации общества. Многообразие форм и структуры органов публичной власти. Политическое бесправие переселенцев. Верховный орган – народное собрание, которому обычно принадлежало право окончательного решения вопросов. Своеобразное законодательство.
В основе – полисная форма собственности (одновременно государственная и частная). В основе – полисная форма собственности (одновременно государственная и частная). Владельцем земли мог стать только тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Базировалась на скотоводстве, земледелии, виноградарстве, садоводстве и ремесле. Основной принцип – идея «автаркии»(самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов – экономическая основа свободы.
Распространение рабства классического типа: Распространение рабства классического типа: Раб – «говорящее орудие», принадлежащее хозяину. Дети рабов становились рабами. Рабы в Греции - это как правило военнопленные, захваченные во время военных походов.
Существование человека вне рамок полиса невозможно. Существование человека вне рамок полиса невозможно. Твердая уверенность в том, что полис – высшее благо. Благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Превосходство земледельческого труда над иными видами деятельности. Осуждение идеи накопительства. Дух состязательности — агонистики, проникая в науку и культуру, политику и спорт стал стимулом творческой деятельности.
Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; Торгово-денежные отношения были развиты слабо. Земля, считалась собственностью общины, государства в целом. Земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого населения - илотов. В Спарте существовали также периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты. ). Они и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.
Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный порт, Пирей, быстро превратился в экономический и торговый центр. Население Афин распадалось на классы: аристократии ( евпатридов), крупных торговцев свободных производителей (демос), т.е. крестьян и ремесленников). неполноправных - метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Рабов, абсолютно лишённых гражданских прав и личной свободы.
Спарта была типичной олигархической республикой. Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя Совет старейшин (герусия) - орган спартанской знати Коллегия эфоров- жрецов. Народное собрание (апелла) фактически большого значения не имело.
Росла роль афинского народного собрания (экклесия). Росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот” (буле). Оплот родовой знати – ареопаг. Был создан суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан.
Изменения в экономике, подрыв основного принципа полисной жизни Изменения в экономике, подрыв основного принципа полисной жизни Потеря земельной собственности бедняками Развитие ростовщичества - аренды земли Внедрение классического рабства и товарной экономики Имущественное и классовое расслоение внутри полисного коллектива Обострение социальной борьбы Постоянные войны между полисами Установление тирании
Полис, сформировавшийся в специфических природных условиях Эллады при своеобразии ее социально – экономического и политического развития, был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Востока. Полис, сформировавшийся в специфических природных условиях Эллады при своеобразии ее социально – экономического и политического развития, был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Востока. Он оказал существенное влияние на эллинистические цивилизации и Рим.