Династия меценатов РябушинскихБушкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с уиоп д.Стулово
Добрым быть совсем не просто, доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Августе.
Причины появления меценатства в России Наличие значительных материальных средств.Заинтересованности предпринимателей в квалифицированных кадрах.Потребность помогать другим людям вследствие религиозных убеждений.
Знаменитые меценаты России
Династия Рябушинских Династия российских предпринимателей. Основателями династии стали калужские крестьяне — старообрядцы братья Василий Михайлович и Павел Михайлович, открывшие в 1830-х годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году братьями был учреждён торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» (в 1887 году реорганизован в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями»).
Старшее поколение Рябушинских
Михаил Яковлевич Рябушинский Родился в 1786 году, Вступив в купечество Михаил занимает место недалеко от брата в Холщовом ряду и начинает продавать ткани. Он покупал их у деревенских ткачей-кустарей.В Москве он выгодно женился на Евфимии Скворцовой, дочери богатого московского купца, имевшего собственное кожевенное дело.В 1813 году был исключен из купеческого сословия.В декабре 1823 года Михаил Яковлевич вновь просит записать его в третью купеческую гильдию и объявляет 8000 рублей капитала.
Михаил Яковлевич Рябушинский В 1844 году Михаил Яковлевич покупает лавку в Холщевом ряду.В середине 40-х годов Рябушинский создает собственную фабрику, а затем основывает мануфактуры в Калужской губернии, селе Насокове Медынского уезда, в селе Чуриково в Малоярославце.
Рабочий зал ткацкой фабрики
Павел Михайлович Рябушинский С 14 лет служил в лавке, постигая тайны купеческой бухгалтерии, ездил с матерью по деревням, продавая и покупая ткани.В 50-60 годы XIX века заведения, основанные Михаилом Рябушинским стали проигрывать остальным фабрикам из-за большой доли ручного труда в производстве.
В 1869 году Павел Михайлович продает все свои мануфактуры и покупает, на первый взгляд, убыточную фабрику в селе Завидово Тверской губернии за 268 тысяч рублей. Она становится единственным промышленным предприятием семьи Рябушинских.В 1870 году за участие в мануфактурной выставке Павел Михайлович был награжден золотой медалью с Аннинской ленточкой и надписью «За полезное».
Павел Михайлович Рябушинский Но во время пожара в 1880 году сгорела Заворовская фабрика- пропало оборудование, запас товаров, но восстановленное предприятие было оснащено новейшими иностранными машинами.В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве изделия вышневолоцких ткачей получают право маркировать товары изображением двуглавого орла, государственного герба России.В 1895 году открывается бумагопрядильная фабрика.1897 год- лесопильный завод.В ткацком и прядильном корпусах устанавливается электрическое оборудование
26 августа 1891 года Павел Михайлович открыл в Госутивинском доме большую общественную столовую.В 1859 году этот дом был пожертвован Человеколюбивому обществу для устройства в нем убежища для вдов и сирот московского купеческого и мещанского сословия христианского вероисповедания.Духовным завещанием Павла Михайловича было бесплатное кормление в народной столовой 300 человек в день.
Народная столовая
Младшее поколение Рябушинских
Павел Павлович Рябушинский В 1890 году окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, владел немецким, французским, английским языками, занимался самообразованием.С 1900 года сменил отца на посту руководителя Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями.С 1902 года стал совладельцем банкирского дама «Братья Рябушинские»
Павел Павлович Рябушинский Наряду с предпринимательской деятельностью занимал руководящие должности в Московском биржевом комитете, Обществе хлопчатобумажных фабрикантов, Военно-промышленном комитете, член Государственного совета по выборам от промышленностиС 1905 года вошел в ЦК «Союза 17 октября», в 1906 году вошел в умеренно либеральную партию мирового обновления, в 1912 году стал одним из инициаторов создания партии прогрессистов.В издаваемых им газетах «Утро», «Утро России» высказывались взгляды проправительственного направления.
Владимир Павлович Рябушинский Учился в Практической академии коммерческих наук в Москве, затем в Гейдельбергском университете в Германии.После смерти отца занял лидирующие позиции в банковском и промышленном делах, имел необходимые для предпринимателя навыки.
Владимир Павлович Рябушинский С 1905 года становится членом ЦК «Союза 17 октября», затем членом партии прогрессистов.Являлся одним из учредителей Торгово-промышленной палаты.Являлся основателем общество «Икона» в Париже, с 1951 по 1955 год становится почетным председателем этого общества.Принимает активное участие в кружке имени Андрея Рублева, ставившего своей целью ознакомление французов с русским искусством и иконописью.
Степан Павлович Рябушинский Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.Управлял торговой частью семейной фирмы- Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями.Был совладельцем банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского банка, в 1916 году становится одним из учредителей Товарищества Московского автомобильного завода.
Степан Павлович Рябушинский Наибольшую известность принесло ему коллекционирование икон: после указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» стал покупать иконы по всей России. К 1914 году стал владельцем одной из лучших коллекций икон в Москве.Одним из первых начал реставрировать иконы у себя в мастерских.Во многом благодаря ему началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи.
Степан Павлович Рябушинский Экспонировал иконы на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина».Был инициатором проведения юбилейной выставки в Москве в «Деловом дворе», участвовал в создании ее экспозиции и подготовке печатного каталога.В журнале «Церковь» в 1908 году опубликованы его статьи «Изображение Воскресенья Христова», «О реставрации и сохранении древних святых икон».
Степан Павлович Рябушинский После 1917 года Степан Павлович эмигрирует в Милан. Его коллекция в 1918-1919 года поступает в Государственный музейный фонд, в 1924-1928 годы лучшие иконы передаются в Третьяковскую галерею (в настоящее время там 54 иконы из его коллекции), ГИМ, Оружейную палату, Пермский и Кубанский музеи, некоторые распроданы.
Николай Павлович Рябушинский Не имел склонности к торгово-промышленным делам, в исторической науке известен как коллекционер русской и западноевропейской живописи, антиквар.После смерти отца он вышел из состава Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями и с головой погрузился в мир Московской богемы.
Николай Павлович Рябушинский Им был организован новый художественный журнал- «Золотое руно». Участвовать в проекте он пригласил Сомова, Лансере, Остроумову, Бакста, Бенуа.Редакция размещалась в доме на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина.Издание имело огромный формат (30,5 см x 34 см. Печаталось золотым шрифтом в две колонки (на русском и французском языках).Годовая подписка стоила 15 рублей.
Николай Павлович Рябушинский Первый номер журнала был почти полностью посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю.В журнале сотрудничала Вячеслав Белый, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Максимилиан Волошин, Сомов и другие.В 1907 году оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций.
Николай Павлович Рябушинский К неординарным начинаниям «Золотого руна» относятся художественные выставки «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотое руно» (1908), организация конкурса литературных и художественных произведений на тему «Дьявол». Об этом конкурсе, проводимом редакцией журнала «Золотое руно», было объявлено в № 5 за 1906 г. Произведения участников конкурса публиковались в литературном и художественном отделах журнала. В № 1 (1907 г.) был представлен Отчет жюри о проведении конкурса — «художественной, поэтической и религиозно-философской концепции» — на тему «Дьявол». Первой премией были отмечены рассказы М. Кузмина «Из писем девицы Клары Вальмон к Розалии Тютель Майер» и А. Ремизова «Чертик». Вторая премия вручена П. Потемкину и А. Кондратьеву за стихи.
Николай Павлович Рябушинский К концу 1909 года издатель «Золотого руна» разорился.После этого Рябушинский по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, был причастен ко многим художественным выставкам, но уже в роли рядового участники экспозиции.
Список использованной литературы (изображения) http://www.peoples.ru/undertake/finans/ryabushinsky;http://mos-nj.narod.ru/1990_/nj9207/B;http://www.okipr.ru/encyk/view/93;http://www.okipr.ru/encyk/view/95;
Список использованной литературы Аронов А. А Золотой век русского мещанства;Борисов В. П. Дмитрий Павлович Рябушинский;Иванов В. Предприниматели России Рябушинские. Зачем человеку деньги….Хроника жизни купеческой семьи Рябушинских;Пакраван М. Династия в изгнании: семья Рябушинских: история и судьбы;Петров Ю. А. Династия Рябушинских;Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России;http://www.silverage.ru/magazins/runo.html;http://mos-nj.narod.ru/1990_/nj9207/B;http://www.russianfamily.ru/r/ryabushinskie.html;http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FF%E1%F3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E5;http://www.peoples.ru/undertake/finans/ryabushinsky;http://muzeum.me/index.php?page=subj&order=4;http://www.okipr.ru/encyk/view/95;http://ru.rodovid.org/wk/Служебная:ChartInventory/329232;http://www.okipr.ru/encyk/view/93;http://www.ruop.ru/riabushinsky.html.