МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа» Боевые искусства Древней Руси. Исследовательская работа ученика X класса Басманова Александра. Руководитель Начарова Елена Васильевна.
План работы. 1. Введение. Цели и задачи проекта. 2. Основная часть. Боевые искусства Древней Руси. Русское военное облачение и вооружение 3. Заключение. Выводы.
Цели и задачи. Цель работы: выявить основные виды древнерусской борьбы, дошедшие до наших дней. Задачи: - Проследить историю появления видов борьбы древнерусского боевого искусства. - Рассмотреть влияние Восточных и Западных видов борьбы на «русский стиль». - Проанализировать виды снаряжения и воинских доспехов древних воинов
Боевые искусства Древней Руси. Боевые искусства пришли к нам из глубокой древности, и насчитывают в себе не одну тысячу лет своей истории. Конечно, же, не одно из столь древних искусств не сохранилось до наших дней, да и вообще возможно ли было их назвать боевыми искусствами? Так, когда же всё-таки зародились боевые искусства, в том виде, в котором мы их сейчас знаем?
Славянские стили боя Славяне в своём большинстве формировались как цивилизация "лесовиков", то есть жителей лесов, и "степняков", соответственно, жителей степных районов. Исходя из этого, и стиль боя у них был различен. Степнякам был присущ открытый стиль боя, то есть прямолинейное нападение, без каких- либо хитростей. Отсюда и тяга к верховой езде, работе: в начале с тяжёлым длинным оружием (копьями, пиками), затем с лёгким и маневренным (шашками, саблями, палашами). Лесовики же отличались более хитроумными способами ведения боевых действий. Характерно, например, начиная битву в поле, через некоторое время бежать в лес, заставляя противника себя преследовать. И вот когда противник, торжествуя, кинется за разбегающимся войском в лес, и начинается основное действо. Лес для лесовика, что дом родной, а в доме и стены помогают, в данном случае огромное количество всевозможных ловушек, и оружие подходящее именно для тесного боя в лесу (короткие мечи, ножи, палки, дубины, кистени).
"Русский стиль" Славяно-горицкая борьба созданная А. Беловым (нынешнее языческое имя - Селидор), характеризуется жесткой силовой манерой боя с применением не столько ударов - "селидорцы" выступают без перчаток, - сколько толчков, зацепов и подсечек. Если же удар и наносится, то, как правило, не кулаком, а предплечьем; это так называемый "удар на полруки", отмеченный в некоторых былинах. Поединок происходит не на ровной площадке, а на имитирующем горку помосте, так как славяно-горцы возводят своё искусство к богатырским игрищам Древней Руси, происходившим на погребальном кургане. Близка по идее, но не по технике исполнения, так называемая "Велесова борьба". Основатель её до сих пор засекречен, но, кажется, впервые она появляется в школах прикладного рукопашного боя, культивировавшегося в Тверской области.
«Офицерский стиль" Это направление представлено целой группой боевых школ. Свою систему оно возводит из кулачного боя мужиков (стенка на стенку или один на один), дополнительно опираясь на обрядовые пляски с элементами поединка, а также на средневековые "дуэли" - в рамкам "божьего суда". Такие поединки в средневековой Руси отчасти заменяли следствие, суд, а то и приведение приговора в исполнение. Назвать основателя сложно: как будто впервые данную систему "воскресил" петербуржец А. Грунтовский, но теперь едва ли не в каждом городе появились свои "основатели", вроде бы независимые от него. Наиболее заметный из них Г. Базлов из Твери со своей школой, именуемой "буза".
На основании какой, собственно, информации воссоздаются боевые приёмы, а тем более своеобразная философия единоборства? На основании какой, собственно, информации воссоздаются боевые приёмы, а тем более своеобразная философия единоборства? В лучшем случае следуют туманные, без конкретных указаний, ссылки на монастырские летописи и былины. Но по сведениям профессиональных историков никаких записей по поводу боевых искусств нет! Ну, в крайнем случае присутствуют крайне расплывчатые фразы вроде: "И почаста ся крепко держати и удави печенезина в руку до смерти" А как именно "удави" — задушил, сломал хребет, раздавил грудную клетку? И как русскому богатырю удалось подойти вплотную, на такое расстояние, чтобы «удави»? Нырком, перекатом, а может быть, при помощи жёсткого блока? А ведь сохранившихся летописей не так уж много, все они достаточно хорошо изучены, да и стиль изложения везде схож.
Другой источник сведений, из которого якобы черпают информацию сторонники русского единоборства, - это приёмы, "подсмотренные" во время экспедиций по России. Остаётся только поверить им на слово: почему-то все эти приёмы подозрительно напоминают японо-китайские разработки. Да и как объяснить тот факт, что эти элементы боевого искусства не были замечены раньше - например, в самом начале века, когда произошёл сильнейший всплеск интереса к разным системам единоборств? Другой источник сведений, из которого якобы черпают информацию сторонники русского единоборства, - это приёмы, "подсмотренные" во время экспедиций по России. Остаётся только поверить им на слово: почему-то все эти приёмы подозрительно напоминают японо-китайские разработки. Да и как объяснить тот факт, что эти элементы боевого искусства не были замечены раньше - например, в самом начале века, когда произошёл сильнейший всплеск интереса к разным системам единоборств?
Русское военное облачение и вооружение Древнерусского воина было трудно отличить от обычного земледельца или охотника. Одежда русича была проста: рубаха, подпоясанная кожаным или тканым поясом, штаны-порты, подвязанные на ногах полотняными обмотками или вправленные в сапоги. Обувью служили лапти, плетенные из лыка или бересты, кожаные поршни (сродни индейским мокасинам) и сапоги из мягкой кожи, с подошвой из толстой кожи без каблука. Сапоги подвязывались кожаными ремешками, чтобы голенище оставалось выпрямленным и не собиралось в складки. На голове носили островерхие шапки-колпаки. Такой стиль древнерусского мужского костюма просуществовал долгие века почти без изменений.
Военное облачение появляется постепенно, образуя индивидуальный самобытный стиль. Вид вооружения и облачения зависит от способа ведения военных действий. Поскольку русичи вели крестьянско-хозяйственный (не захватнический) образ жизни, то и оружие у них было оборонительное. Выполняя функцию защиты, древнерусский воин использовал оружие для охоты (лук, рогатину, копье) и бытовой инструмент (топор, нож). Иногда общины объединялись, чтобы противостоять сильному врагу. Оружие, захваченное в боях, попадало в руки тех ратников, которые на правах сильнейших занимали первое место в строю. Естественно, пожилые люди и юнцы прикрывали тылы, у них было самое простое вооружение – деревянная рогатина и нож. Военное облачение появляется постепенно, образуя индивидуальный самобытный стиль. Вид вооружения и облачения зависит от способа ведения военных действий. Поскольку русичи вели крестьянско-хозяйственный (не захватнический) образ жизни, то и оружие у них было оборонительное. Выполняя функцию защиты, древнерусский воин использовал оружие для охоты (лук, рогатину, копье) и бытовой инструмент (топор, нож). Иногда общины объединялись, чтобы противостоять сильному врагу. Оружие, захваченное в боях, попадало в руки тех ратников, которые на правах сильнейших занимали первое место в строю. Естественно, пожилые люди и юнцы прикрывали тылы, у них было самое простое вооружение – деревянная рогатина и нож.
Во времена Киевской Руси ( IX– XI вв.) изменилась общественная структура. Появились крупные города и окружавшие их поселения в отличие от существовавших ранее отдельных родовых общин. Города становились ремесленными и торговыми центрами. Дальнейшее развитие кузнечного дела способствовало совершенствованию военного облачения. Во времена Киевской Руси ( IX– XI вв.) изменилась общественная структура. Появились крупные города и окружавшие их поселения в отличие от существовавших ранее отдельных родовых общин. Города становились ремесленными и торговыми центрами. Дальнейшее развитие кузнечного дела способствовало совершенствованию военного облачения. Тогда же, в Х в., широко стала использоваться кольчатая броня – кольчуга (так ее называли на Руси). Кольчуга как вид защитного облачения, известная с давних времен в Ассирии и Иране, у римлян и ближайших к ним соседей, в дальнейшем распространилась по всей Европе. Славянские умельцы прославились качеством своих изделий на Востоке, а позже и в Европе. Кольчуга широко использовалась и была доступна не только знатным дружинникам, но и пешему ополчению.
Подшлемник из кожи с войлоком смягчал удары, а зимой использовался вместо шапки. Сам шлем собирался из нескольких пластин, соединенных заклепками. Основная форма – конусообразная, со стержнем наверху, в который предводители отрядов вставляли небольшой флажок-яловец красного цвета. Спереди крепился регулируемый наносник, оберегавший лицо от ударов. По бокам и сзади шлема прикреплялась кольчужная бармица с подкладкой из кожи или полотна, служившая защитой шеи и плеч ратника. На шее под подбородком бармицу заворачивали налево и застегивали на пуговку, таким образом тщательно закрывая шею и спереди. Подшлемник из кожи с войлоком смягчал удары, а зимой использовался вместо шапки. Сам шлем собирался из нескольких пластин, соединенных заклепками. Основная форма – конусообразная, со стержнем наверху, в который предводители отрядов вставляли небольшой флажок-яловец красного цвета. Спереди крепился регулируемый наносник, оберегавший лицо от ударов. По бокам и сзади шлема прикреплялась кольчужная бармица с подкладкой из кожи или полотна, служившая защитой шеи и плеч ратника. На шее под подбородком бармицу заворачивали налево и застегивали на пуговку, таким образом тщательно закрывая шею и спереди.
Основным оружием воинов был меч – прямой, широкий, обоюдоострый, с рукоятью, которая имела крестовину. Носили его в деревянных, обтянутых кожей ножнах. Кроме меча оружием древнерусских воинов издавна были секиры, топоры, пики, рогатины с длинным (до 60 см) и широким наконечником, небольшие пики – сулицы, обушок (типичное оружие рядового воина с короткой, до 30 см, деревянной ручкой, с подвешенной к ней на короткой цепи гирей), палицы – обитые железом и утыканные гвоздями дубины, лук в налучье и колчан со стрелами. Основным оружием воинов был меч – прямой, широкий, обоюдоострый, с рукоятью, которая имела крестовину. Носили его в деревянных, обтянутых кожей ножнах. Кроме меча оружием древнерусских воинов издавна были секиры, топоры, пики, рогатины с длинным (до 60 см) и широким наконечником, небольшие пики – сулицы, обушок (типичное оружие рядового воина с короткой, до 30 см, деревянной ручкой, с подвешенной к ней на короткой цепи гирей), палицы – обитые железом и утыканные гвоздями дубины, лук в налучье и колчан со стрелами.
В XVI в. щит как вид защитного вооружения перестал использоваться в русских войсках. В это время появляются новые, заимствованные у кочевых народов Востока разновидности защитного облачения с использованием кольчуги – колонтарь, юшман и бахтерец. В XVI в. щит как вид защитного вооружения перестал использоваться в русских войсках. В это время появляются новые, заимствованные у кочевых народов Востока разновидности защитного облачения с использованием кольчуги – колонтарь, юшман и бахтерец.
Колонтарь – доспех, одевавшийся на другую кольчугу или просто на рубаху. Он состоял из двух частей, которые соединялись ремнями с железными пряжками на плечах и боках латника. Каждая часть составлялась из рядов крупных горизонтальных металлических пластин, соединенных кольчужным плетением. Начиная от пояса до середины бедра – кольчужный подол. Грудные пластины изготавливались специально толще, чем пластины для спины. Колонтарь – доспех, одевавшийся на другую кольчугу или просто на рубаху. Он состоял из двух частей, которые соединялись ремнями с железными пряжками на плечах и боках латника. Каждая часть составлялась из рядов крупных горизонтальных металлических пластин, соединенных кольчужным плетением. Начиная от пояса до середины бедра – кольчужный подол. Грудные пластины изготавливались специально толще, чем пластины для спины.
Юшман надевался поверх кольчуги, имел вид куртки с полным разрезом спереди от шеи до подола, застегивался на крючки и петли на груди и ременными застежками на пластинах. На спине и груди вплетались крупные горизонтальные пластины, с припуском одна на другую – до сотни пластин. Воин в юшмане был малоподвижен. Юшман надевался поверх кольчуги, имел вид куртки с полным разрезом спереди от шеи до подола, застегивался на крючки и петли на груди и ременными застежками на пластинах. На спине и груди вплетались крупные горизонтальные пластины, с припуском одна на другую – до сотни пластин. Воин в юшмане был малоподвижен.
Бахтерец состоял из двух коротких, до бедер, частей, соединенных на плечах и по бокам ремнями с металлическими пряжками. Бахтерец набирался из панцирных (сплюснутых) колец, прикрываемых сверху вниз вертикальными рядами узеньких продолговатых пластинок, соединенных по краям кольцами. На изготовление бахтерца использовалось 9 тысяч колец и более 1,5 тысячи пластинок. Бахтерец был самым эластичным и надежным защитным облачением от сабель и стрел. Бахтерец состоял из двух коротких, до бедер, частей, соединенных на плечах и по бокам ремнями с металлическими пряжками. Бахтерец набирался из панцирных (сплюснутых) колец, прикрываемых сверху вниз вертикальными рядами узеньких продолговатых пластинок, соединенных по краям кольцами. На изготовление бахтерца использовалось 9 тысяч колец и более 1,5 тысячи пластинок. Бахтерец был самым эластичным и надежным защитным облачением от сабель и стрел. Появившееся в конце XIV в. огнестрельное оружие регулярно стало применяться лишь к XVII в. К этому времени все виды старинных доспехов перестают использоваться в русских войсках. Так заканчивается длинный кольчужный век на Руси.
Заключение. Основные виды русской борьбы, существующие на сегодняшний день подтверждают мысль о том, что древнерусское боевое искусство, основанное на силе, ловкости, честности и уважении к противнику позволяют воспитывать в человеке самые положительные качества и имеют огромное нравственное влияние на тех, кто увлекается этими видами борьбы. Русский стиль, воспитавший не одно поколение честных воинов, правда несколько преобразился за последние сотни лет, впитал лучшие стороны восточных единоборств, но все-таки сохранил свою самобытность: удаль, задор, сила и порядочность по отношению к сопернику.