Античная литература Литература Древней Греции
Архаический период греческой литературы. Периодизация и художественная значимость античной литературы. Долитературный период Основа греческой мифологии. Процесс формирования античной мифологии как системы. Олимпийские боги, время, герои.
Этапы происхождения мира и богов Олимпийский пантеон богов. Зевс, Гера, Афродита, Гермес, Гефест. Морские божества. Посейдон Боги подземного мира. Актеон и Артемида. Афина и Арахна. Легенды о нимфах. Аполлон Дионис
Мифологическое мышление Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека.
Миф - древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования древних Мифы (греч. mytan - предание, сказание) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность
Древнейшие литературные памятники. Гомеровский эпос. Древнейшие из сохранившихся памятников греческой литературы – поэмы «Илиада» и «Одиссея». Аэды. Рапсоды. Художественные особенности эпоса. Отражение в поэмах социальных изменений. Особенности мировоззрения автора.
Эпические поэмы Сюжеты поэм. Идеи и образы. Социально-историческая основа. Художественный стиль. Гекзаметр. Гомеровский вопрос. Сказание о Троянской войне. Влияние эпических произведений «Илиада» и «Одиссея» на художественную литературу Европы и Нового Времени.
Гомер греческий поэт, согласно древней традиции, автор Илиады и Одиссеи двух больших эпопей, открывающих историю европейской литературы
Гомеровский вопрос Имя «Гомер» скорее подлинное, хотя многие исследователи высказывали сомнение на этот счет. Оно не принадлежит к числу греческих имен, бывших в употреблении, греки его не понимали и всячески пытались объяснить, толкуя его то как «заложник», то как «слепец». Едва ли кто мог придумать такое имя для автора «Илиады» и «Одиссеи»: очевидно, имя автора стояло в заглавиях уже первых рукописей поэм.
«Илиада» Тема поэмы объявлена в первом стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.
I ИЛИАДА 1 Язва. Гнев. 2 Сон. Беотия, или Перечень кораблей. 3 Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая. 4 Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 5 Подвиги Диомеда. 6 Свидание Гектора с Андромахой. 7 Единоборство Гектора и Аякса. 8 Собрание богов. Прерванная битва. 9 Посольство. 10 Долония. 11 Подвиги Агамемнона. 12 Битва за стену. 14 Битва при кораблях. 14 Обольщение Зевса. 15 Оттеснение от кораблей. 16 Патроклия. 17 Подвиги Менелая. 18 Изготовление оружия. 19 Отречение от гнева. 20 Битва богов. 22 Приречная битва. 23 Умерщвление Гектора. 24 Погребение Патрокла. Игры. 25 Выкуп Гектора. II Одиссея (20 песен) III Гимны богам
В «Илиаде » олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного мира. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие.
«Одиссея» Основным содержанием поэмы являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет. В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течении первых трех лет.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени Гомер – это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.
Дидактический (наставительный) эпос. Гесиод, характеристика его творчества. Поэмы “Труды и дни” “Теогония” (Происхождение богов). Стиль Гесиода.
Гесиод Греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. «Теогония» - своеобразная «родословная богов», в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях «Труды и дни»
Послегомеровский эпос Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и «Одиссее» стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половины VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с «Илиадой» и «Одиссеей» и, вместе с ними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический «кикл» (цикл, круг).
Античная традиция приписывала многие из этих поэм «Гомеру» и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом. Впоследствии, когда античная критика сумела отделить «киклические» поэмы от «подлинно» гомеровских, для поэм «кикла» отыскались другие авторские имена, однако далеко не всегда достоверные. От киклических поэм сохранились лишь совершенно ничтожные отрывки, но содержание поэм известно нам в пересказах античных ученых. «Кикл» строился так, что одна поэма примыкала к другой, продолжала повествование с того момента, которым заканчивалась предыдущая поэма.
Греческая лирика VII-VI вв. до н. э. Виды греческой лирики. 1. элегия 2. ямб 3. мелика Монодическая лирика. Хоровая лирика: жанры – дифирамб, эпиникий, энкомий.
Развитие греческой литературы в период становления классового общества и государства
Лирика – древний вид поэзии. Социально-историческое происхождение и общая характеристика. Виды греческой лирики: монодическая и хоровая. Жанры лирики: элегия и ямб. Виднейшие представители монодической лирики Алкей, Сапфо (первая половина VI века до н.э.), Анакреонт (вторая половина VI в.). Жанры развивались самостоятельно и редко скрещивались между собой.
Элегия Элегия – заплачка, причитание (Малая Азия). Элегия – лирическое стихотворение наставительного содержания, заключавшее в себе побуждения, призывы к важному и серьезному действию, размышления… Исполнялась в сопровождении фригийской флейты (малоазиатский инструмент). Создана в Ионии. Связана с фольклорными обрядовыми песнями. Стиховая форма – гексаметр и родственный ему пентаметр
Ямб Ямбы- насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Стиховая форма – триметр («трехмерник»), состоящий из трех метрических единиц («метров») по две стопы в каждой.
Элегические поэты: Каллин (Эфес, Малая Азия первая половина 7 в.) Сохранилось одно стихотворение – призыв к защите родины от нападения врагов Верьте, завидная доля и славная – мужу сражаться Ради земли и детей, ради любимой жены в битве с врагами. Призыв, поучение, мотивирующее этот призыв, «примеры», которым должно следовать или которых надлежит избегать, - из такого рода элементов складывается элегия.
Тиртей (Спартанский поэт 7-6 вв.) Новое единство – заменившее прежнюю родовую связь – из общности граждан полиса. Призывает к массовому героизму во имя «полиса и всего народа» Стихотворение об истинной доблести: Начинается с перечисления отрицательных качеств которые не создают доблести.(в основе мифологические образы) Гордостью будет служить и для горца и для народа Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд И, преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном, Жизни своей не щадя и многомощной души. Его элегии содержали восхваление доблести, и правила строевого устава и изложение основ спартанского государственного «благозакония»
Архилох (середина 7 в.) В содержании его поэзии: личная жизнь, боевые приключения, отношения к друзьям и врагам. Он основоположник литературного ямба, по мнению ученых Басня «Лисица и обезьяна». Направлена против выскочек незнатного происхождения. Бывшего друга обвиняет в неверности, провожая в море, желает чтобы тот потерпел кораблекрушение и попал в рабство: Пусть взяли бы его, закоченевшего, Голого, в травах морских, А он зубами, как собака, ляскал бы, Лежа без сил на песке Ничком, среди прибоя волн бушующих. Нападки Архилоха на Ликамба и его дочерей. Здесь видим конфликт между личностью и обществом, который не обуславливается У него сильный, сжатый и образный язык.
Монодическая лирика Монодическое (сольное) пение под звуки лиры. Стихотворения рассчитаны на определенную среду и обстановку. Размышления на общие темы , занимают второстепенное место в творчестве лесбосцев и чаще всего в связи с личными моментами
Алкей Часты мотивы гражданской войны в его стихах Воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами Воспевал вино и любовь Его стихи музыкальны, отличаются богатством размеров и способов строфического построения (алкейская строфа)
Сапфо – женщина поэтесса Кружок «дом служительниц Муз» Тематика поэзии: женские культы, с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Рисует внешние проявления чувств и обстановку (природу) Свадебные песни Сапфическая строфа
Анакреонт Темы- вино и любовь, трактуются в плане остроумной, насмешливой игры Любил изображать себя седовласым жизнерадостным стариком Застольные и любовные темы Качества поэзии: легкость, живость, простота, ясность
Хоровая лирика Дифирамб - культовый гимн в честь Диониса Эпиникий - песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях Энкомий – гимн, в честь определенного лица Три элемента хоровой лирики: миф, дидактический элемент, личные высказывания поэта или его хора.
Пиндар Эпиникия – в состав оды входят местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославления его рода. Стихотворение адресованное Ферону, властителю сицилийского города Акраганта Центральную часть оды занимают мифы, окаймленные с обеих сторон похвалой в честь победителя Стиль торжественный, множество образов и эпитетов
Вакхилид Восхваляет доблесть Стиль спокойный плавный нет пышности и темноты Дифирамбы имеют характер баллад Афинские предания – результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн.
Зарождение литературной прозы VI в. до н.э. Жанр басни. Басни Эзопа. Художественная историография V-IV в. до н.э. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Философские произведения Сократа, Платона. Аристотель и его трактат “Поэтика” (“О поэтическом искусстве”).
Проза. Литературная проза, возникшая в VI в. в Ионии, интенсивно развивается в течение последующих двух столетий. Сфера применения стихового слова, до тех пор являвшегося универсальным орудием литературного творчества, неуклонно суживается; проза оттесняет поэзию, заменяя ее в целом ряде областей. Как возникновение прозы (стр. 93 сл.), так и ее рост связаны с распадом мифологического миросозерцания, с развитием критической и научной мысли. Проза развивается в двух направлениях. Это, во-первых, научно-философская проза, а затем — историко-повествовательная.
АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Развитие драмы Драматургия. Элементы драмы в греческой обрядности. Происхождение и структура греческой трагедии. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида – отражение трех этапов истории афинской демократии.
Трагедия Зарождение трагедии. Культ Диониса. На празднике «великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, выступали также и трагические хоры. Аристотель «Поэтика» - описание древнегреческой трагедии.
Классический (аттический) период греческой литературы Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида, и указывает на 534 г. до н. э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий». Особенности театральных постановок. Устройство театра.
Эврипид Эсхил Софокл
Эсхил Биографические сведения о драматурге. Родился Эсхил в 525 г. В Элесвине, в аристократической семье В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн Около 472 г. Эсхил был вынужден уехать в Сицилию, где он жил при дворе Гиерона. Умер Эсхил после своего вторичного приезда в Сицилию, в Геле в 456.
Эсхил Периодизация творчества. Новаторство драматурга. Особенности мировоззрения и эстетические взгляды трагика. Трагедии «Орестея», «Семеро против Фив», «Прометей Прикованный».
«Прикованный Прометей» О времени написания и постановки ничего не известно. Возможно, что трагедия тоже входила в трилогию, так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея-носителя огня». Дошедший до нас «Скованный Прометей» был той единственной трагедией о Прометее, дошедшей до нового новейшего времени, образы которой навсегда остались в памяти культурного человечества.
Прометея, двоюродного брата Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование.
Художественный стиль трагедии Монументальность Патетизм ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера. Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа.
Архаическая мифология, монументально-патетический стиль и титанизм не образует здесь внешнего привеска, но являются единым и неразделимым целым с общественно-политической жизнью молодой восходящей демократии. Титанизм Эсхила есть, несомненно, выражение мощного подъема не только его класса, но и всего его великого народа.
Софокл Биографические сведения. Особенности политических, эстетических и религиозных взглядов драматурга, выраженных в творчестве. Новаторство Софокла. Трагедии «Царь Эдип», Антигона», «Электра». Осмысление творчества Софокла писателями Нового времени.
Эврипид Биографические сведения о драматурге. Отражение социальных и мировоззренческих проблем Древней Греции в творчестве трагика. Психологизм, обращение к темным сторонам человеческой природы, особенности разрешения трагического конфликта. Трагедии «Медея», «Электра», «Орест» и др. Влияние творчества Эврипида на литературу Нового времени.
Комедия Жанр комедии в древнегреческом театре. Происхождение и эволюция комедии. Специфика категории комического. Структура комедии. Комедия, вторая отрасль греческой драмы, получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства.
Из многочисленных комедийных поэтов второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии. Это — Кратин, Эвполид и Аристофан.
Аристофан - отец греческой комедии и самый тенденциозный поэт.
Аристофан Биографические сведения о драматурге. Особенности политических взглядов Аристофана. Проблематика творчества. Комедии «Облака», «Лягушки», «Всадники», «Лисистрата» и др. Аристофан и комедия Европы Нового времени.
«Всадники» (424 г.). Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.
Историография. Геродот.
Геродот Первый представитель художественной историографии, труд которого дошел до нас полностью; древние сами называли его «отцом истории». Произведение свое автор называет «историей», что в переводе означает «изыскание». Впоследствии «история» Геродота получила заглавие «Музы» и была разделена на девять книг, соответственно числу Муз.
Цель труда — «дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные как эллинами, так и варварами, в особенности же — причина, по которой они вступили в войну между собой». Геродот является представителем чисто повествовательной истории, его изложение — рассказ о достопримечательностях земель народов, о судьбах государств и отдельных людей.
Эллинистический период. Особенности эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия. Специфические черты новой комедии. Бытовая комедия характеров Менандра. «Брюзга», «Третейский суд», «Остриженная».
Становление римской литературы. Эпоха Республики. Комедии Плавта и Теренция. Литературная проза Катона, Цицерона. Поэзия Лукреция и Катулла.
“Золотой век” римской литературы. Поэзия эпохи Августа. “Энеида” Вергилия и “Метаморфозы” Овидия. Драматургия и философия Сенеки. Влияние античной литературы в последующие века.