"Актуальные проблемы советской эпохи" Элективный курсдля 11 класса
Содержание курса. Пояснительная записка:Цель и актуальность;Задачи курса; Принципы отбора материала и методы и формы обучения;Сроки реализации программы;2. Содержание программы.3 Методические рекомендации.4.Литература.
Сроки реализации Курс рассчитан на 16 часов. Этапы обучение - 1 занятие в неделю.Курс реализации - предлагается 3 четверть учебного года, т.к. часть тем уже знакома учащимся и сложилась база для более глубокого изучения отдельных проблемных вопросов советской истории.
Данная программа элективного курса "Актуальные проблемы советской эпохи" предлагает знакомство учащихся с ключевыми вопросами истории СССР от его образования до распада. Актуальность данной темы заключается в том, что история СССР в настоящее время является объектом пристального внимания научного мира и общественности.
Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 11 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ источника, выдвижение проблем, нахождение путей решения, работа над понятийным терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций.
Задачи курса: Октябрьская революция - закономерен ли был приход к власти большевиков?;Сталинская модернизация - цели, методы и результаты;Великая отечественная война - цена победы;Н.С.Хрущев и "оттепель" - была ли демократизация общественной жизни.Эпоха "застоя" - как предвестница краха советской системы.Перестройка - цели и результаты.Распад СССР - можно ли было сохранить союз.
Курс поможет: Представлять учащимся различные историографические подходы по поставленным проблемам советской истории; Излагать материал таким образом, чтобы учащиеся имели полную свободу в выборе мнений и взглядов; Формировать у учащихся способность к коммуникативным функциям, оценочной деятельности. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.
Октябрьская революция - случайность или закономерность? Февральская революция. Положение в стране с февраля 1971 по октябрь 1917г. Двоевластие. Временное правительство и его первые действия.Активизация большевиков. Кризис временного правительства. События октября 1917г.
Сталинская модернизация От нэпа к индустриализации. СССР в системе мировой экономики. Источники индустриализации. Коллективизация. Коллективизация и крестьянство. Социальные изменения в обществе. Итоги сталинской модернизации.
Великая отечественная война - цена победы. Берлинская битва. Капитуляция Германии. Отношения с союзниками в конце войны. Итоги и цена победы.
Н.С. Хрущев и "оттепель" Демократизация жизни советского общества. Хрущев и деятели культуры. Начало диссидентского движения. Его причины и влияние на общественное развитие страны
Эпоха "застоя" как предвестница краха СССР Л.И.Брежнев. Стабилизация по-брежневски. Советское общество в 60-80-е гг., демографическая характеристика, духовные ценности, противоречивые тенденции. Жизнь по-брежневски: двойная мораль советского общества.Основные понятия и личности: Л.И.Брежнев. "Развитой социализм". "Теневая" экономика.
"Перестройка "- цели и результаты М.С.Горбачев. Курс на Перестройку и ускорение. Гласность. Переход к рыночной экономике. Попытки реформирования политической системы. Складывание многопартийности.Основные понятия и личности: М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Г.А. Явлинский. С.С. Шаталин. Гласность. Многопартийность.
Распад СССР Обострение национального вопроса. Август 1991 года. Беловежское соглашение. Распад СССР.Основные понятия и личности: Б.Н.Ельцин. СНГ.
Тема2-3Октябрьская революция - случайность или закономерность? Проблемное задание с ситуацией предположения(ученикам предлагается выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать её)Требования к работе и критерии её проверки:Кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой произошло формирование Петроградского Совета рабочих и солдатский депутатов и Временного правительства;2. Раскрыть сущность каждого из альтернативных органов власти, способ формирования, социальную базу, основные цели деятельности;3. Перечислить причины создания в стране двоевластия, лаконично охарактеризовать их;4. Кратко осветить проблемы, которые возникли в связи с двоевластием;5.Сделать обобщающий оценочный вывод уникального политического явления.
Тема2-3Октябрьская революция - случайность или закономерность? Главный вопрос темы:С каким из названий исторического факта, имевшего место в октябре 1917 года., вы согласны: Великая Октябрьская социалистическая революция, государственный переворот, большевистский заговор?Считаете ли вы эту революцию закономерном итогом исторического развития России или полагаете, что её можно было избежать?- Что, по вашему мнению, Октябрь 1917 года дал России и конкретно вашей семье?
Тема 10-11Эпоха "застоя" как предвестница краха СССР Социологический опрос «Жизнь при Брежневе»:Какие важные события вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.И.Брежнева;Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно для вас он проявлялся?3. Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982гг?Как вы его оценивали тогда и сейчас?4. Замечали ли выв социально – экономическом положение страны негативные, кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?