План урока. 1.Развитие сельского хозяйст-ва. 2.Развитие промышленности. 3.Финансы. 4.Железнодорожное строитель-ство. 5.Промышленный подъем.
Задание на урок. Что способствовало и что тормозило развитие капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и финансах России в пореформенный период?
В первые годы после реформы в сельском хозяйстве начался спад вызванный его перестройкой.Поме-щики оказались в сложных условиях-у них не бы-ло свободного капитала и инвентаря (почему?).Ос-новная часть помещиков выкупные платежи быс-тро промотала,а власти при выдаче денег удержи-вали с них долги.Поэтому помещики сдавали зем-лю в аренду, а за это крестьяне отрабатывали и их наделы. 1.Развитие сельского хозяйства. В.Маковский. Отдых во время сбора урожая.
Многие помещики использовали труд временнообя-занных крестьян.Даже высокие мировые цены на хлеб и строительство дорог в хлебные районы не заставило их вести хозяйство по-капиталистичес-ки.Крестьяне-арендаторы тоже не воспользова-лись эти фактором,т.к. аренда росла еще быстрее. Крестьяне и помещики не были уравнены в гражд-анских правах,т.к.1-е были причислены к подат-ным сословиям. 1.Развитие сельского хозяйства. Крестьянский дом. (фото к. 19 века.)
В результате крестьянской реформы ожидаемого рос-та промышленности не последовало.Предпринима-тели получили возможность использовать вольно-наемный труд, но посессионные крестьяне испы-тывая ненависть к подневольному труду бросали заводы и уходили в деревню.В результате сократи-лось производство в металлургии и суконной про-мышленности.Лишь через 10 лет они смогли прео-долеть кризис. 2.Развитие промышленности. Завод братьев Мамонтовых
В хлопчатобумажной про-мышленности кризис объ яснялся ростом мировых цен на хлопок.Но после присоединения к России Средней Азии это пробле-ма была разрешена. Несмотря на трудности рос-сийская экономика суме-ла перестроиться доволь-но быстро во многом бла- годаря целенаправлен-ной экономической поли-тике государства.В стра-не появился слой круп-ных фабрикантов. 2.Развитие промышленности. Фабрикант Прохоров.
Экономические реформы начались с реорганизации банковской системы.В 1860 г. был открыт Госуда-рственный банк, для кредитования важнейших от-раслей промышленности и поддерживать частные коммерческие банки. В 60-70-е гг.частные банки возникли в Москве и Пе-тербурге. 3.Финансы. В.Маковский. Крах банка.
Они оказали огромное влияние на развитие экономи-ки в тот период. У истоков банковского дела стоял В.Кокорев, сколо-тивший капитал на винных откупах.В к. 60-х гг. он открыл Московский купеческий банк, а в 1870 г. - Волжско-Камский банк для финансирования про-мышленных предприятий России. 3.Финансы. Банкноты конца 19 века.
Развитие банков оказа-лось тесно связано со строительством желе-зных дорог.Это объяс-нялось: 1.Поражением в Крымс-кой войне, 2.Желанием увеличить экспорт хлеба за счет соединения центра с провинцией транспор-тной сетью. Бала создана программа привлечения частного и иностранного капи-тала. 4.Железнодорожное строительство. Акция вагоностроительного завода
В 1868-72 гг. в стране проходило бурное железнодоро-жное строительство.Транспортная сеть выросла с 2 тыс. до 22 тыс. км дорог.Появились предприни-матели разбогатевшие на таком строительстве.Им разрешали на льготных условиях приобрести под-вижной состав,рельсы и др. материалы.Большин-ство дорог строились в интересах промышленнос-ти и торговли. 4.Железнодорожное строительство. Строительство железной дороги.
Москва была с вязана с Нижним Новгородом, Воро-нежем,Уралом.Между собой были соединены круп нейшие текстильные центры.Грузооборот желез-ных дорог вырос за 15 лет в 25 раз. В 1891 г. началось строительство Транссиба.Разви-тие транспорта привело к развитию сопутствую-щих отраслей промышленности. 4.Железнодорожное строительство. На транссибирской железной дороге.
В к. 1860-х гг. начался промышленный подъем.В сер. 80-х гг. завершился промышленный переворот. Главной базой металлургии оставался Урал,но быст-ро развивался Донбасс.Здесь же добывали уголь.В Баку сосредоточилась добыча нефти.Начало разви-ваться машиностроение-Путиловский з-д в Петер-бурге и в Коломне производство паровозов. 5.Промышленный подъем.
Быстрыми темпами раз-вивалась текстильная промышленность.Владельцы мануфактур по-купали земли в Ср. Азии и начали выращи вать там хлопок.За 30 лет производство текс-тиля выросло в 30 раз. На Юге успехов достигла свеклосахарная про-мышленность(рост в 6 ваз). Число рабочих выросло за 15 лет в 1,5 раза и составила 1 млн. В цехе завода Г.Пека в Петербурге. 5.Промышленный подъем.
В доме рабочего. 5.Промышленный подъем. Пополнение шло за счет крестьян-отходников,посте-пенно отрывавшихся от земли.Уже в 1872 г. на Кре нмгольской мануфактуре прошла 1-я в истории России стачка. В н.80-х гг. темпы развития резко замедлились из-за Русско-Турецкой войны,нерациональным налого-обложением и низкой покупательной способностью населения.