План урока. 1.Причины революции. 2.«Кровавое воскресенье». 3.Нарастание революции. 4.Революция весной-летом 1905 г. 5.Восстание на броненосце «Потемкин».
Задание на урок. Сравните причины революции и действия властей во время революции. Почему царизму долгое время не удавалось подавить революционное движение?
1.Причины революции.
2.«Кровавое воскресенье». 3 января 1905 г.в ответ на увольнение неско-льких рабочих нача-лась забастовка на Путиловском заводе. Ее организовал проф-союз во главе со свя-щенником Г.Гапоном, который был близок к петербургскому градо-начальнику А.Фулону Гапон хотел организо-вать шествие к Зимне-му дворцу и передать царю петицию.
2.«Кровавое воскресенье». В работе над текстом петиции приняли учас-тие и участники революционных организа-ций.Под их влиянием в петиции появились требования политического характера. Но общее содержание было проникнуто тради-ционной верой в доброго царя-батюшку,спо собного решить все вопросы.
2.«Кровавое воскресенье». Рано утром 9 января 1905 г. Рабочие Санкт-Петербурга начали собираться у своих ка-зарм, и вскоре,неся иконы и портреты царя, двинулись к Зимнему дворцу.Но на подсту-пах к Дворцовой площади их встретили ка-заки.Они открыли огонь и по официаль-ным данным погибло 130 человек.Вера в доброго царя была «расстреляна».
3.Нарастание революции. Вечером в городе начались массовые беспо-рядки.Рабочие захватывали склады с оружи ем,возводили баррикады.Столицу поддер-жали рабочие Москвы,Риги,Украины,Поль-ши,Закавказья.Общее число бастующих сос-тавило 1 млн человек.Большинство стачек прошли под политическими лозунгами.
3.Нарастание революции. Вслед за рабочими на борьбу поднялись крестьяне.Их выступления охватили юг России и национальные окраины.Восставшие гро-мили усадьбы помещиков и захватывали землю.Николай решил подавить вы-ступления силой.11 января он назначил генерал-гу бернатором столицы Д.Трепова известного своими реакционными взглядами.Но вскоре,видя,что сило выми методами подавить революцию не удается,он приказал министру внутренних дел А.Булыгину под готовить проект Государственной Думы.
4.Революция весной-летом 1905 г. После получения известия о поражении армии и флота по стране прокатилась волна перво-майских демонстраций.В Иваново-Вознесен-ске рабочие взяли власть в свои руки и орга-низовали для управления городом Совет.Он образовал рабочие дружины и кассы взаи-мопомощи, заставил предпринимателей по-высить зарплату и пойти на другие уступки.
4.Революция весной-летом 1905 г. В революционное движе-ние втягивалась и ин-теллигенция.В июне во-зникли Союзы адвока-тов,врачей чиновников и т.д.В июле они объе-динились в Союз сою-зов который поставил вопрос о создании бур-жуазной партии либе-рального толка.В нача-ле августа был создан всероссийский кресть-янский союз.Он потре-бовал передать землю крестьянам и отменить частную собственность на нее.
5.Восстание на броненосце «Потемкин». В июне произошло восстание на броненосце «Потемкин».Поводом стал приказ о расстре-ле матросов отказавшихся есть борщ из про-тухшего мяса.В ходе восстания 7 человек офицеров было убито.Командир и врач бы-ли расстреляны.На других судах Черномор-ского флота восставших не поддержали.
5.Восстание на броненосце «Потемкин». Вырвавшись в открытое море, не имея запасов угля и топлива «Потемкин» отправился в Румынию, где экипаж сдался властям. 6 августа правительство опубликовало манифест о Го сударственной думе подготовленный А.Булыгиным Дума становилась законосовещательным органом, выборы происходили по трем куриям на основе вы-сокого имущественного ценза,многие слои населе-ния были лишены избирательных прав.Проект был встречен отрицательно и не был осуществлен.