План урока. 1.Император Николай II. 2.Консерваторы и либералы. 3.«Зубатовщина». 4.П.Д.Святополк-Мирский и его проекты. 5.Национальная политика.
Задание на урок. Выделите консервативные и либеральные черты в политике царизма на рубеже 19-20 веков?
1.Император Николай II. Николай II родился в 1868 г. В 1894 г.стал императором. Он прекрасно говорил на английском,любил одева-ться в русское платье,был скрытен, не любил изла-гать свои взгляды.В нача- ле он находился под влия-нием матери, а затем-жены Александры Федоровны. При решении вопросов он пытался представить как это сделал бы его отец.Все знавшие его,считали царя человеком средних способ-ностей,и отмечали как хо-рошего семьянина.
2.Консерваторы и либералы. За влияние на царя щла борьба либералов и консерваторов.С.Ю. Витте считал,что Рос-сии необходимы ре-формы промышлен-ности,финансов и на этой основе будут на-коплены средства для проведения социаль-ных преобразований. Он полагал необходи-мым постепенную пе-редачу политической власти буржуазии.
2.Консерваторы и либералы. Оппонентом Витте стал Министр внутренних дел В.К.Плеве.Он пола гал,что у России своя история и свой социа-льный строй.Плеве сог лашался с необходимо-стью проведения ре-форм в местном самоу-правлении, но предла-гал осуществлять их постепенно и под кон-тролем царскогоправи-тельства.
3.«Зубатовщина». Плеве в своей деятель-ности основное внима ние уделял системе ох раны общественного порядка. «Охранка» в начале века расшири ла свою сеть и охвати-ла всю страну,и охва-тила всю страну.На-чальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов попытал-ся вырвать рабочих из нараставшего рево люционного движе-ния.
3.«Зубатовщина». При поддержке московско-го генерал-губернатора в.к.Сергея Александро-вича в Москве были соз-даны легальные профсо-юзы.Их членам предос-тавлялись льготы, для них устраивались воск-ресные школы, лечебные учереждения.Руководители «полицейского соци-ализма» не запрещали рабочим участвовать в экономических стачках. После волны стачек 1902-4 гг.в правительство пошл-и жалобы от фабрикан-тов и профсоюзы были распущены.А в1904 г.Пле ве был убит эсерами.
4.П.Д.Святополк-Мирский и его проекты. Ситуация в стране продолжала обостряться под влиянием экономического кризиса и поражений в Русско-японской войне.Резкой критике власти подверглись со стороны зе-мских либералов,начался рост студенческих выступлений.Новым министром внутрен-них дел стал П.Святополк-Мирский,извест-ный своими либеральными взглядами.
4.П.Д.Святополк-Мирский и его проекты. В к. 1904 г.в записке царю он предложил план госу-дарственного переустрой-ства-включить в Госсо-вет выборных от земств и дум, расширить круг из бирателей и распростра-нить земства на всю тер-риторию России. Предпо-лагалось постепенно ура-внять крестьян в правах с другими сословиями и улучшить положение ста рообрядцев и инородцев. Николай издал указ о ско-рых преобразованиях,но до реальных мер дело не дошло.
5.Национальная политика. В области национальной политике Николай начал наступление на национальные области.В 1899-1901 гг. были ограничены права финского сейма,фины начинали служить в русской армии на общих усло-виях,делопроизводство(как и в Польше) должно бы ло вестись на русском языке.Продолжались гоне-ния на евреев и еврейская молодежь не видя для себя перспектив пополняла ряды революционных организаций.Одновременно в стране усилилось вли яние еврейского капитала.В н.20 века по стране про катилась волна еврейских погромов.
5.Национальная политика. В 1903 г. Прошли волнения в Армении,после того,как власти отобрали имущество у армянской церкви. Царизм часто провоцировал столкновения в Закав-казье на национальной почве.Более гибкой была по литика в отношении мусульман.У них существова-ли шариатские суды и выборность низшей админи-страции.В Белоруссии и на Украине власти прово-дили насильственную русификацию вызывавшую сопротивление со стороны местных либералов.