1. Основы общей классификации звуков русской речи. 1. Основы общей классификации звуков русской речи. 2. Артикуляционная классификация русских гласных звуков. 3. Артикуляционная классификация русских согласных звуков. 4. Принципы акустической классификации звуков русской речи. Достоинства и недостатки обеих классификаций.
прохождение воздушной струи через речевой аппарат. В русском языке, как и в большинстве человеческих языков, звуки образуются на выдохе.
В готтентотских языках известны так называемые щелкающие взрывные согласные звуки, при произнесении которых воздух не движется из легких. Их называют инспиратами (вдыхательными звуками). В готтентотских языках известны так называемые щелкающие взрывные согласные звуки, при произнесении которых воздух не движется из легких. Их называют инспиратами (вдыхательными звуками).
экскурсия→выдержка→рекурсия экскурсия→выдержка→рекурсия
От того, какие части речевого аппарата и в какой степени заняты в его образовании.
воздушная струя проходит через сдвинутые и напряжённые языковые связки и при этом не встречает препятствий ни в ротовой, ни в носовой полости воздушная струя проходит через сдвинутые и напряжённые языковые связки и при этом не встречает препятствий ни в ротовой, ни в носовой полости
воздушная струя встречает преграду в носовой или ротовой полости
зависит от формы резонатора, т.е. от положения речевых органов, например, языка, губ, зубов, увулы.
предполагает учёт особенностей их произношения. предполагает учёт особенностей их произношения. Простейшая классификация строится для звуков, произносимых отдельно, вне сочетания с другими звуками. Единой артикуляционной классификации звуков русской речи не существует. Есть классификация гласных и классификация согласных.
1) Участвуют или не участвуют в образовании звука губы? 1) Участвуют или не участвуют в образовании звука губы? Это позволяет различать звуки лабиализованные ([о], [у]) и нелабиализованные ([а], [э], [и], [ы]).
Различаются звуки верхнего ([и], [ы], [у]), среднего ([э], [о]), и нижнего ([а]) подъёма.
Выделяют звуки переднего ([и], [е]), среднего ([ы], [а]), заднего ([у], [о]) ряда.
1) Участвуют или не участвуют голосовые связки в образовании звука? По этому признаку согласные делят на звонкие ([б], [в], [г] и др.) и глухие ([п], [ф], [к] и др.). 1) Участвуют или не участвуют голосовые связки в образовании звука? По этому признаку согласные делят на звонкие ([б], [в], [г] и др.) и глухие ([п], [ф], [к] и др.).
С учётом этого фактора звуки делят на С учётом этого фактора звуки делят на губно-губные ([б], [б’], [м] и др.), губно-зубные ([в], [в’], [ф] и др.), переднеязычные зубные ([д], [з’], [н] и др.), переднеязычные передненёбные ([ч], [р], [ж] и др.), среднеязычный средненёбный (он в русском языке один – [j]), заднеязычные средненёбные ([г’], [к’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([г], [к], [х]).
По способу образования различают смычные ([б], [д], [к] и др.) и щелевые ([в], [ж], [х] и др.) звуки.
взрывные (дублетными обозначениями являются термины «мгновенные», «затворные», «эксплозивные») звуки, у которых момент выдержки предполагает полный смык речевых органов и разрыв его под напором воздуха. Так образуются, например, [б], [т], [т’]. взрывные (дублетными обозначениями являются термины «мгновенные», «затворные», «эксплозивные») звуки, у которых момент выдержки предполагает полный смык речевых органов и разрыв его под напором воздуха. Так образуются, например, [б], [т], [т’].
слитные звуки (аффрикаты) предполагают смык в первой части выдержки, а затем – прохождение воздушной струи через щель, ср.: [ц], [ч] слитные звуки (аффрикаты) предполагают смык в первой части выдержки, а затем – прохождение воздушной струи через щель, ср.: [ц], [ч]
– полный смык в ротовой полости, но при этом – прохождение воздушной струи через носовую, ср.: [м], [н] – полный смык в ротовой полости, но при этом – прохождение воздушной струи через носовую, ср.: [м], [н]
неоднократное повторение смыка и размыкания преграды, ср.: [р], [р’]
При перемещении передней части спинки языка к твёрдому нёбу образуется мягкий (палатализованный) звук, ср.: [д’], [с’]. [м’] и др. При перемещении передней части спинки языка к твёрдому нёбу образуется мягкий (палатализованный) звук, ср.: [д’], [с’]. [м’] и др. При движении задней части спинки языка к мягкому нёбу образуется твёрдый (веляризованный) звук, ср.: [д], [с]. [м]. Звук [j] образуется без дополнительного движения спинки языка вперёд или назад. Поэтому он оказывается несколько твёрже мягких, но мягче твёрдых звуков.
Она помогает исследовать фонетические закономерности: звуки, схожие по образованию, проявляют одни и те же свойства. Она помогает исследовать фонетические закономерности: звуки, схожие по образованию, проявляют одни и те же свойства.
помогает в изучении фонетики чужого языка, помогает в изучении фонетики чужого языка, в освоении (понимании) звучащей речи глухонемым, в постановке диагноза некоторым больным, страдающим расстройствами речи и др.
характеризует не сам по себе звук, а лишь движения речевых органов при его произнесении, характеризует не сам по себе звук, а лишь движения речевых органов при его произнесении, строится для гласных и согласных на разных основаниях; содержит многочленные ряды признаков, что неудобно для компьютерной обработки данных.
даёт собственные физические характеристики звуков; даёт собственные физические характеристики звуков; учитывает такие признаки звука, как сила (определяемая по величине амплитуды колебания звуковой волны), высота (зависящая от частоты колебаний звуковой волны), тембр (специфическая «окраска» звука, создаваемая одновременным сочетанием колебаний различной высоты).
строится с учётом одних и тех же признаков как для гласных, так и для согласных звуков; строится с учётом одних и тех же признаков как для гласных, так и для согласных звуков; каждый признак определяется как присутствующий или отсутствующий у того или иного звука.
можно применять при компьютерном исследовании звучащей речи. можно применять при компьютерном исследовании звучащей речи.
Из художественного текста, звучащего кинотекста или записи телевизионной передачи подберите два примера диалога между носителем русского языка и человеком, для которого русский язык не является родным. Выполните письменный анализ фрагментов, указывая, какие звуки русской речи вызывают трудность у говорящего инофона. Самостоятельно отыщите в научной или справочной литературе сведения о системе фонем того языка, который является для инофона родным. Сделайте заключение о том, чем обусловлены артикуляционные неудачи данного инофона. Из художественного текста, звучащего кинотекста или записи телевизионной передачи подберите два примера диалога между носителем русского языка и человеком, для которого русский язык не является родным. Выполните письменный анализ фрагментов, указывая, какие звуки русской речи вызывают трудность у говорящего инофона. Самостоятельно отыщите в научной или справочной литературе сведения о системе фонем того языка, который является для инофона родным. Сделайте заключение о том, чем обусловлены артикуляционные неудачи данного инофона.
1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. 1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. 2. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб, 1998. 3. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003. § 7 – 9. 4. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001. Гл. 2, 3, 5. 5. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. М., 1983.