Применения информатики и компьютерной техники
Два основных направления использования компьютеров дома: Обеспечение нормальной жизнедеятельности жилища: охранная автоматика, противопожарная автоматика, газоанализаторная автоматика; управление освещенностью, расходом электроэнергии, отопительной системой, управление микроклиматом; электроплиты, холодильники, стиральные машины со встроенными микропроцессорами.
Два основных направления использования компьютеров дома: Обеспечение информационных потребностей людей, находящихся в жилище: заказы на товары и услуги; процессы обучения; общение с базами данных и знаний; сбор данных о состоянии здоровья; обеспечение досуга и развлечений; обеспечение справочной информацией; электронная почта, телеконференции; Интернет.
Системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для выполнения проектных работ с применением математических методов и компьютерной техники. Системы САПР широко используются в архитектуре, электронике, энергетике, механике и др.
Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.
Компьютеры в АСНИ используются в информационно-поисковых и экспертных системах, а также решают следующие задачи: управление экспериментом; подготовка отчетов и документации; поддержание базы экспериментальных данных и др.
База знаний (knowledge base) - совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения.
Экспертная система - это комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку принимать обоснованные решения. Экспертные системы используют информацию, полученную заранее от экспертов - людей, которые в какой-либо области являются лучшими специалистами.
Экспертные системы должны: хранить знания об определенной предметной области (факты, описания событий и закономерностей); уметь общаться с пользователем на ограниченном естественном языке (т.е. задавать вопросы и понимать ответы); обладать комплексом логических средств для выведения новых знаний, выявления закономерностей, обнаружения противоречий; ставить задачу по запросу, уточнять ее постановку и находить решение; объяснять пользователю, каким образом получено решение.
Основные применения компьютеров в административном управлении: Электронный офис. Это система автоматизации работы учреждения, основанная на использовании компьютерной техники. Электронная почта. Это система пересылки сообщений между пользователями вычислительных систем, в которой компьютер берет на себя все функции по хранению и пересылке сообщений.
Электронный офис включает: текстовые редакторы; интегрированные пакеты программ; электронные таблицы; системы управления базами данных; графические редакторы и графические библиотеки (для получения диаграмм, схем, графиков и др.); электронные записные книжки; электронные календари с расписанием деловых встреч, заседаний и др.; электронные картотеки, обеспечивающие каталогизацию и поиск документов (писем, отчетов и др.) с помощью компьютера; автоматические телефонные справочники,
Основные применения компьютеров в административном управлении: Система контроля исполнения приказов и распоряжений. Система телеконференций. Это основанная на использовании компьютерной техники система, позволяющая пользователям, несмотря на их взаимную удаленность в пространстве, а иногда, и во времени, участвовать в совместных мероприятиях, таких, как организация и управление сложными проектами.
Средства новых информационных технологий - это программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе ком-пьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, созданию, накоплению, хранению, обработке и передачи информации.
Основные перспективные направления использования СНИТ в образовании: Автоматизированные обучающие системы (АОС) - комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность. Экспертные обучающие системы (ЭОС). Реализуют обучающие функции и содержат знания из определенной достаточно узкой предметной области. Учебные базы данных (УБД) и учебные базы знаний (УБЗ), ориентированные на некоторую предметную область.
Основные перспективные направления использования СНИТ в образовании: Системы Мультимедиа. Позволяют реализовать интенсивные методы и формы обучения, повысить мотивацию обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повысить уровень эмоционального восприятия информации, сформировать умения реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Образовательные компьютерные телекоммуникационные сети.
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают: возможность доступа к различным источникам информации через систему Internet и работы с этой информацией; возможность оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, телеконференций, возможность обмена мнениями с любым участником данного курса, преподавателем, консультантами, возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через телеконференции. возможность реализации методов дистанционного творчества, таких как участие в дистанционных конференциях, дистанционный "мозговой штурм" сетевых творческих работ, сопоставительный анализ информации в WWW, дистантные исследовательские работы, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
Роль компьютеров в управлении технологическими процессами: используются в гибких автоматизированных производствах (ГАП); используются в контрольно-измерительных комплексах.
В гибких автоматизированных производствах компьютеры (или микропроцессоры) решают следующие задачи: управление механизмами; управление технологическими режимами; управление промышленными роботами.
Применение компьютеров в качестве контрольно-измерительных приборов более эффективно, чем выпуск в ограниченных количествах специализированных приборов с вычислительными блоками. Автоматизированное рабочее место (АРМ, рабочая станция) - место оператора, которое оборудовано всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций.
Примеры компьютерных устройств и методов лечения и диагностики: компьютерная томография и ядерная медицинская диагностика - дают точные послойные изображения структур внутренних органов; ультразвуковая диагностика и зондирование - используя эффекты взаимодействия падающих и отраженных ультразвуковых волн, открывает бесчисленные возможности для получения изображений внутренних органов и исследования их состояния; микрокомпьютерные технологии рентгеновских исследований - запомненные в цифровой форме рентгеновские снимки могут быть быстро и качественно обработаны, воспроизведены и занесены в архив для сравнения с последующими снимками этого пациента;
Примеры компьютерных устройств и методов лечения и диагностики: задатчик (водитель) сердечного ритма; устройства дыхания и наркоза; лучевая терапия с микропроцессорным управлением - обеспечивает возможность применения более надежных и щадящих методов облучения; устройства диагностики и локализации почечных и желчных камней, а также контроля процесса их разрушения при помощи наружных ударных волн (литотрипсия); лечение зубов и протезирование с помощью компьютера; системы с микрокомпьютерным управлением для интенсивного медицинского контроля пациента.
Основные направления использования электронных денег: Торговля без наличных. Оплата производится с использованием кредитных карточек. Разменные автоматы. Банковские сделки на дому. Встречные зачеты. Оплата устно.
Система торговли без наличных POS (англ. Points of Sale System - система кассовых автоматов) выполняет следующие функции: верификацию кредитных карточек (т.е. удостоверение их подлинности); снятие денег со счета покупателя; перечисление их на счет продавца.
Вопросы для самоконтроля № 7: Назовите основные перспективные направления использования СНИТ в образовании. Перечислите основные компоненты автоматизированного офиса. Какие функции выполняет система торговли без наличных?