Проверила: Сарапулова Ольга Валерьевна Выполнила: Санникова Екатерина Владимировна
"Со временем (по расчислению Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно; Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. ("Евгений Онегин", глава VII)
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение.
Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.
На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.
В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.
По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна
В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту "во все знатные города". Таким образом, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.
К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве. По закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, "...путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои
За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы... Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид пользуются 14 классом". Следует отметить, что Табель о рангах делила всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть коллежский регистратор, вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель".
Так, "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами".
Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так, 30 сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была невысокой.
Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день, во Псков - через 150 часов (690 верст!), при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4,26 гр.) отправления взималось: от Москвы до Пскова - по 8 копеек, до Новгорода - по 6, до Риги - по 10, до Берлина - по 25 коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп. пуд и пр.).
Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп. пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.
В 1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население, и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали государственные почтовые отделения. ПОЧТАМП В НАЧАЛЕ 19 ВЕКА
Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.
На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.
Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. ед. денежных переводов. Ленинский почтамп
Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества.
Спасибо за внимание)