Язык программирования машинного уровня «Паскаль»
Центральное понятие программирования Центральным понятием программирования является алгоритм. С него начинается работа над программой, а от качества алгоритма зависит ее успешное завершение. Поэтому учится программировать, прежде всего, означает учиться разрабатывать хорошие алгоритмы и применять те, что уже известны. Алгоритм необходимо записать. Это можно сделать на русском языке, на языке графических схем, наконец, на алгоритмическом языке. Последний становится программой для ЭВМ.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АЛГОРИТМОВ
Существует 3 основных типа алгоритмов. Линейный Ветвление Цикл (повторение)
1. Линейный алгоритм. Выполнение действий производится последовательно, строго шаг за шагом, не ответвляясь и не повторяясь. ВХОД ВЫХОД ДЕЙСТВИЕ
2. Алгоритм ветвления. В алгоритме ветвления в процессе выполнения действий производится проверка условия в результате которого может выполняться или одна группа действий (Да) или другая группа действий (Нет). ВХОД ВЫХОД 1 ВЫХОД 2 Проверка условия Да Нет
3. Повторение или Цикл. Определённые действия могут повторяться несколько (n) раз над различными величинами. ВХОД ВЫХОД n раз ЦИКЛ
Язык программирования Паскаль (Pascal). Существует множество языков программирования, они обладают разными достоинствами и недостатками, некоторые имеют специфическую направленность. Мы начнем знакомство с современным и пригодным для профессиональной работы языком Паскаль (Pascal). Он был создан Н. Виртом в начале 70-х годов специально для обучения программированию и был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, впервые создавшего механическое вычислительное устройство.
Модули языка Паскаль CRT – содержит подпрограммы управления текстовым выводом на экран дисплея, звуковым генератором и чтением с клавиатуры. SYSTEM – обеспечивает работу библиотеки Турбо Паскаля, т.е.файла ввода-вывода, обработку строк, чисел с плавающей точкой, динамическое назначение памяти. DOS – содержит некоторые функции операционной системы MSDOS. GRAPH – обеспечивает работу в графическом режиме. PRINTER – содержит процедуру и функции, обеспечивающие работу печатающего устройства.
Алфавит языка Паскаль. Прописные и строчные латинские буквы. A-Z, a-z Цифры 0 – 9. Специальные символы. + - * = > < ‘ ; 4. Служебные слова Begin End Const … 5. Идентификаторы пользователя. Max1, Pr_2, Vxod 1Max, Pr 2, Begin
Структура программы Заголовок Program (Input, Output); Раздел LABEL -метки Описаний CONST -постоянные TYPE -типы VAR -переменные PROCEDURE, FUNCTION -процедуры и функции Раздел BEGIN Операторов операторы END.
Операторы языка Паскаль. Ввод данных с клавиатуры. Read (имена переменных через ,); Readln (имена переменных через ,); Примеры. Read(a); Readln(c); Read(a,b,c); Readln(c,d,f);
Операторы языка Паскаль. 2. Вывод данных на экран. (‘текст’) Write (имена переменных через ,); (арифметическое выражение) Writeln (‘ ‘); Пример. Write(‘Результат вычисления:’); Writeln(‘Количество чисел:’,К:7:2); Write(S); Writeln((Sqr(a) + Sqr(b) )/(2*a*b));
Операторы языка Паскаль. 3. Оператор присваивания (‘текст’) := (имя переменной) ; (арифметическое выражение) Примеры. A:=7.54; Sim:=‘Текст’; Shislo:=(Sqr(a) + Sqr(b) )/(2*a*b);
Операторы языка Паскаль. 4. Операторные скобки Begin блок операторов End; Выделяют группу операторов, выполняющихся в одном блоке. После Begin “;” не ставится.
Работа в среде Pascal
Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая считывает два числа с клавиатуры, складывает их и выводит сумму на экран. Текст программы Комментарий Program SUMMA; Заголовок программы Var X,Y,Z: integer; Описание переменных Begin Начало программы Write(‘Введите два числа ’); Вывод на экран Readln(X,Y); Ввод значений X и Y Z:=X+Y; Присваивание суммы Write(Z); Вывод результата End. Конец программы
Создание программы. Каталог с библиотеками Turbo Pascal называется TP (если у вас Borland Pascal то BP). В этом каталоге надо найти файл с именем turbo.exe, подвести к нему курсор и нажать . При запуске системы появляется окно редактора текстов программ (его можно использовать и как текстовый редактор). Для входа в меню служит клавиша (или «мышь»). Строка меню расположена вверху экрана, передвижение по ней производится клавишами управления курсором. Если экран пуст, то можно сразу набирать текст программы, делая такие же отступы, какие имеются в примере. Эти отступы облегчают чтение текста и поиск ошибок. Если на экране после запуска системы находится ненужная программа, то следует войти в пункт меню File и выполнить команду New. Набор каждой строки программы завершается нажатием клавиши .
Запуск программы Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run (или одновременно нажать клавиши Ctrl и F9). Система сначала запускает транслятор, который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если они найдены, то программа не будет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текста программы появляется красная строка с сообщением об ошибке. После нажатия окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения информации об ошибке надо нажать +. Когда все ошибки исправлены, программа начинает выполняться.
Практическая работа №1 Запустите Паскаль и наберите текст приведенной программы. Для перехода на русский нажмите правые + , на английский левые + . Запустите программу на выполнение. Если нет ошибок, то на черном экране появится текст «Введите два числа». Наберите на клавиатуре через пробел два целых числа и нажмите . После выполнения программы на экране появится окно редактора. Чтобы посмотреть полученный результат нажмите +. Сохраните программу. Нажмите , в появившемся окне введите имя файла (например, PRIM1_1). Составьте программу для нахождения суммы трех чисел. Сохраните ее.