Средняя школа № 89Исследовательская работа на тему “Особенности Общения в сети Интернет” Работа выполнена: Учеником 10 “в” класса Тихомировым Ильёй Руководитель работы: Юркова Е.В.Санкт-Петербург 2003
В настоящее время 40-42 % аудитории российского Интернета составляют лица молодого возраста (от 16 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп (РОЦИТ, 1999; Monitoring.ru, 2000)
Цели исследования: изучение специфических особенностей виртуального общения (оценка вербальной и невербальной систем), а также определение мотивов общения в Интернете.Методы исследования: 1.Наблюдение2.Социально психологический анализ фрагментов общения в Интернете.3.Использование теста эмоциональной окраски текста Vall-Mini
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава 1. Анализ литературы по проблеме особенностей общения в Интернете 1. Специфические особенности общения в сети Интернет 1.1. Коммуникативный аспект общения в Интернете 1.1.1. Невербальная система общения в сети 1.2. Персептивная сторона общения в сети 2. Социально-психологические особенности личностей, общающихся в Интернете 2.1. Проявление индивидуальности в сети 2.2. Мотивы общения в сетиГлава 2. Организация исследования Описание организации исследованияГлава 3. Результаты исследования 1. Анализ фрагментов общения в чате 2. Анализ результатов наблюдения за реакцией “Адресата” и “Адресанта” на условные знаки Интернета, используемые в процессе общения. Заключение
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава 1. Анализ литературы по проблеме особенностей общения в Интернете 1. Специфические особенности общения в сети Интернет 1.1. Коммуникативный аспект общения в Интернете 1.1.1. Невербальная система общения в сети 1.2. Персептивная сторона общения в сети 2. Социально-психологические особенности личностей, общающихся в Интернете 2.1. Проявление индивидуальности в сети 2.2. Мотивы общения в сетиГлава 2. Организация исследования Описание организации исследованияГлава 3. Результаты исследования 1. Анализ фрагментов общения в чате 2. Анализ результатов наблюдения за реакцией “Адресата” и “Адресанта” на условные знаки Интернета, используемые в процессе общения. ЗаключениеМотивы общенияМожно сказать, что самый простой мотив общения в Интернете – потребность в контакте с другими людьми, также присутствующими в данный момент в сети. Ещё один мотив общения: отдаление от своего реального “Я” и создание своего собственного нового виртуального образа.
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава 1. Анализ литературы по проблеме особенностей общения в Интернете 1. Специфические особенности общения в сети Интернет 1.1. Коммуникативный аспект общения в Интернете 1.1.1. Невербальная система общения в сети 1.2. Персептивная сторона общения в сети 2. Социально-психологические особенности личностей, общающихся в Интернете 2.1. Проявление индивидуальности в сети 2.2. Мотивы общения в сетиГлава 2. Организация исследования Описание организации исследованияГлава 3. Результаты исследования 1. Анализ фрагментов общения в чате 2. Анализ результатов наблюдения за реакцией “Адресата” и “Адресанта” на условные знаки Интернета, используемые в процессе общения. ЗаключениеПроблема передачи эмоциональной окраскиРешение проблемы передачи эмоциональной окраски текстовой информации заключается в появлении системы интерпретации невербальных средств общения у большинства общающихся в сети.
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава 1. Анализ литературы по проблеме особенностей общения в Интернете 1. Специфические особенности общения в сети Интернет 1.1. Коммуникативный аспект общения в Интернете 1.1.1. Невербальная система общения в сети 1.2. Персептивная сторона общения в сети 2. Социально-психологические особенности личностей, общающихся в Интернете 2.1. Проявление индивидуальности в сети 2.2. Мотивы общения в сетиГлава 2. Организация исследования Описание организации исследованияГлава 3. Результаты исследования 1. Анализ фрагментов общения в чате 2. Анализ результатов наблюдения за реакцией “Адресата” и “Адресанта” на условные знаки Интернета, используемые в процессе общения. ЗаключениеРоль виртуального имени – Nick’ а«Сменив своё собственное имя на ник, человек уже отдаляется от своего реального "Я". Он пытается представить себя в другом свете и с новыми качествами. Кроме того, "растворенная телесность" - отсутствие тела как такового, упраздняет все социальные характеристики реального человека - внешность, пол, возраст и т.п.
Итоги первой главы1. Один из основных мотивов общения в сети это удовлетворение потребности в общении; неудовлетворённость самим собой в реальной жизни, а также возможность раскрыть себя как “новую” личность.2. Человек, попадая в Интернет действует инстинктивно и бессознательно, что и выражается в символичном существовании личности в сети.3. Невербальной системой общения служат специальные символы – смайлики, позволяющие собеседникам выражать свои эмоции и чувства непосредственно в тексте их сообщений, не видя друг друга.
Вторая глава: Организация исследованияЗадачи Составление схемы наблюденияНаблюдение за невербальной реакцией людей во время передачи и восприятия условных знаков эмоций и чувств в сети. Анализ вербальных сообщений в процессе общения в чате.Методы Наблюдение Оценка эмоциональной окраски текста с помощью программы Vaal-Mini
Фрагмент таблицы исследования
Наблюдение за невербальной реакцией человека при передаче эмоциональных символов, используемых в процессе общения в Интернете.
Выводы исследовательской части:1. Знаки и символы в нём играют огромное значение: они передают множество эмоций, невозможных для передачи в обычном тексте. 2. Реакция человека использующего символы-смайлики совпадает с эмоциональным значением самих смайликов.Таким образом, Интернет является достаточно эмоциональным средством общения.
Мотивы общения в Интернете