Манипуляторы
Манипуляторы — это специальные устройства, которые используются для удобного управления курсором. . Мышь имеет вид небольшой коробки, полностью умещающейся на ладони. Мышь связана с компьютером кабелем через специальный блок — адаптер, и её движения преобразуются в соответствующие перемещения курсора по экрану дисплея. В верхней части устройства расположены
Классификация мышей: По способу подключения : Кабельное подключение COM-порт. Устаревшее медленное соединение, без горячего подключения, с обязательной ручной установкой драйверов PS/2-порт. Основной способ подключения мышей. Горячего подключения нет, драйверы ставить надо, зато при помощи PS/2 Rate можно изменять частоту опроса мыши. USB-порт. Самый быстрый порт. С горячим подключением, автоматической установкой, стандартно большая частота опроса порта. Но часто таковые возможности для работы мыши не требуются. Беспроводное подключение Радио-связь. Весьма надежный вид общения, не требует визуального контакта, слабо чувствителен к помехам. Инфракрасный порт. Работает только при условии прямой видимости на расстоянии не более 2 метров, чувствителен к помехам в виде света.
По способу действия : Механические. У них снизу имеется шарик, при движении он вращает ролики, на них стоят зубчатые колесики, положение последних определяют опто - пары. Плюсы: относительная простота и дешевизна. Минусы: чувствительность к грязи, неизбежные для любого механического устройства люфт и износ. Оптические. Более развитые. Имеют снизу микрокамеру, она снимает положение мышки (порядка 1000 раз в секунду), ее данные анализируются процессором (не ЦП, а встроенным в мышь). Плюсы: нечувствительность к грязи, работоспособность практически на любой поверхности (кроме зеркальной и отражающей), отсутствие любой механики. Минусы: сложность в изготовлении, неиследованная пока жизнеспособность в экстремальных ситуациях, более дорогие.
Трекбол — небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает, соответственно, курсор. В отличие от мыши, трекбол не требует свободного пространства около компьютера, его можно встроить в корпус машины. Чаще всего его используют как замену мыши, особенно для работы с графикой.
Джойстик — обычно это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.
Джойстики делятся на два основных класса - с пропорциональным управлением или без него. 1.Простейшие джойстики (без рукоятки или с ней) по принципу действия полностью аналогичны клавишам. У них механические внутренние контакты, работающие на замыкание-размыкание. Играть на них по сравнению с простой клавиатурой гораздо хуже, т.к. на перемещение рукоятки требуется больше времени, чем на нажатие кнопки. Но это утверждение верно только для относительно опытного игрока, привыкшего к игре на клавишах. Для новичка же даже такой джойстик будет предпочтительней, т.к. позволяет сразу, без долгого привыкания, более-менее сносно играть. 2.Джойстики с пропорциональным управлением представляют собой аналоговые устройства, основанные на изменении сопротивления по мере изменения физических координат.
По конструктивному исполнению современные джойстики делятся на пять основных категорий : кнопочные (joypads) похожи на управляющие панели. На панели управления минимум две кнопки, и игроки-левши могут переворачивать ее для более естественного использования. Эти удобные, компактные и обычно дешевые джойстики - идеальное средство для игр в реальном времени с нападением и защитой. настольные (desktop) джойстики в виде самолетных ручек управления (pistol-grip flightsticks) выглядят как рычаги настоящих военных самолетов. Они, как правило, оснащены триггер-переключателем и кнопкой для большого пальца, а также регулятором скорости. Вне всякого сомнения, такие джойстики прекрасно работают в "кабинах самолетов", но довольно неудобны в спортивных, а также требующих нападения и защиты играх, где нужна точность, которой обладают настольные и кнопочные модели. Большинство джойстиков этого типа отражают серьезные потребности реальных компьютерных плотных тренажеров. джойстики в виде штурвалов (yokes) выглядят весьма сюрреалистично и создают ощущения, аналогичные испытываемым при управлении небольшими самолетами. Обычно они крепятся на столе с помощью специальных присосок или зажимов. При довольно высокой цене эти устройства, тем не менее, намного повышают привлекательность игр-имитаторов полетов и автогонок. комбинированные (hybrids) - это оставшиеся одиночки, которые можно использовать только в некоторых играх.
Также к игровым манипуляторам относятся рули, шлемы, геймпады
Дигитайзер(Графический планшет) — устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в цифровую форму. Представляет собой плоскую панель — планшет, располагаемую на столе, и специальный инструмент — перо, с помощью которого указывается позиция на планшете. При перемещении пера по планшету фиксируются его координаты в близко расположенных точках, которые затем преобразуются в компьютере в требуемые единицы измерения.
Основные характеристики дигитайзеров 1.Размер планшета(обычно указывают площадь активного участка для рисования, например 6 на 9 дюймов). 2.Скорость оцифровки (скорость обработки данных) измеряется в пикселях в секунду(pps). Если показатель больше 100, то линии на экране будут гладкими и ровными. 3.Уровни нажима пера (от 256 до 1024). 4.Разрешение дигитайзера - минимальное изменение, которое может зарегистрировать координатно-указательное устройство. Сегодня стандарт 2540 lpi(1000 строк на 1 дюйм). Недостатки дигитайзеров. 1.Высокая стоимость. 2.Относительно маленькое рабочее пространство большинства моделей (от 7,5 на 10 до 30 на 30). 3.Проводное подключение пера или мыши в большинстве случаев, что неудобно при рисовании. Преимущества дигитайзеров 1.Незаменимое средство для художников. 2.Оцифровка изображения происходит очень точно. 3.Возможность использования планшета в качестве средства идентификации по электронной подписи, а также в качестве устройства ввода рукописного текста. 4.Дигитайзеры поддерживаются большинством графических редакторов и средств проектирования.