Методика преподавания темы «Базы данных» в профильных классах Учитель информатики МОУ «Гимназия №5» Погожева Ольга Александровна 900igr.net
Пути развития образования зависят от путей развития общества в целом.
Запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, рынков труда, а также перспективные потребности их развития диктуют факторы обновления профессионального образования.
Корни многих изменений в современном обществе кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации.
Это означает, что все большее число людей все чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.
От современного молодого специалиста требуются предметные знания по делопроизводству, маркетингу, электронной коммерции, информационной безопасности, культуре деловой переписки
В российской системе образования применяется новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. Уделяется большое внимание изучению информационных процессов, методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. Изучение темы «Базы данных» содействует дальнейшему развитию таких умений, как:
Это позволяет: обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы систематизировать и углубить знания в области информатики и ИКТ с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Таким образом, тема «Базы данных» является важной и занимает особое место среди тем, изучаемых и в основной, и в старшей школе.
Примерное планирование изучения темы «Базы данных» для 10-11 класса на профильном уровне (20 часов). 11 класс, 2 полугодие Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 20 часов Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). 1ч. № 71. Система управления базами данных. 1ч Системы управления базами данных (СУБД). 2ч. № 72. Создание структуры табличной базы данных. 2ч Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). 2ч. № 73. Ввод и редактирование данных. 1ч № 74. Поиск и сортировка данных. 2ч Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. 3ч. № 75. Создание реляционных баз данных. 4ч Контроль знаний и умений: защита проекта. 2ч
Важнейшее понятие курса информатики – понятие информационной модели рассматривается в процессе изучения темы «Базы данных».
Создание базы данных, формирование запроса к любой информационно-справочной системе относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Эскиз для базы данных «ВУЗы Саратова» Саратов СГУ СГСЭУ СГАУ СГОТУПС Экономический Компью-терных наук и ИТ Экономический Информатики и ИТ Экономический Агроно-мичес-кий Экономический Прикладная информатика Национальная экономика и право Экономическая теория Прикладная информатика Компьютерная безопасность Мировая экономика Экономика труда Прикладная информатика и ИТ Прикладная математика и информатика Экономика и управление Менеджмент организации Агрономия Землеустройство Национальная экономика Управление и экономика Информационные системы и технологии Вычислительные машины, системы и сети
Информационная модель «Иерархическая структура системы имен доменов Интернет»
Информационная модель «Иерархическая структура животного мира»
Информационная сетевая модель на примере моделей из курса биологии
Информационная сетевая модель на примере моделей из курса биологии
- фронтальное обсуждение нового учебного материала; В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:
- демонстрация работы программы всему классу; В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (парная) работа учащихся за компьютером. В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:
На уроках информатики учащиеся знакомятся со способами обработки больших объемов информации с помощью компьютера. Для этого используют текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных. Для изучения темы «Базы данных» мы используем приложение Microsoft Access входящее в пакет Microsoft Office.
Требования к уровню знаний ученика на начальном этапе изучения темы «Базы данных» - умение мысленно анализировать и систематизировать информацию; - осмысление способов представления данных; - умение уверенно вводить данные с помощью клавиатуры; - умение работать в приложениях MS Office;
Требования к уровню знаний ученика после изучения темы «Базы данных» - планирование структуры базы данных; - представление о системах управления базами данных; - организация баз данных; - понимание логики построения запросов к базам данных.
Практическое применение среды БД для отработки и закрепления базовых понятий информатики: величина, данные, типы данных, условные отношения.
Примеры типов данных в MS Access
Примеры условных выражений Условное выражение Значение поля, по которому производится поиск записей Саратов Текст «Саратов» Not Саратов Не текст «Саратов» In (Саратов, Томск, Уфа) Текст «Саратов», «Томск», «Уфа» =М Текст, начинающийся с букв «М» - «Я» 100 Число 100 =01.01.94 Даты позднее 01.01.94 Beetween 01.01.93 AND 31.12.93 Дата 1993 года *.02.* Дата, у которой значение месяца — февраль Null Пустое значение Is Not Null Не пустое значение Like «Р*» Текст, начинающийся с буквы«Р»
Примеры шаблонов Смысл символа Шаблон Результат поиска Вопросительный знак (?) обозначающий один любой символ За?ор Забор Затор Звездочка ( * ), обозначающая любую группу символов Д*нь День Добрый день Длинная тень Знак фунта (#), обозначающий любую цифру # - й 5 - й 8 - й Квадратные скобки [ ], обозначающие один из символ из указанного набора Иванов [аы] Ивановы Иванова Восклицательный знак (!) в сочетании с квадратными скобками, обозначающий символ не входящий в указанный набор Иванов [!аы] Иванову: (но не «Иванова» или «Ивановы»)
Применение условных выражений для создания запросов
Применение условных выражений для создания запросов
Применение условных выражений для создания запросов
Применение условных выражений для создания запросов
При выборе тематики для создания баз данных рекомендуется обращаться к событиям из жизни класса, жизни школы, к событиям окружающей действительности, привлекая внимание учащихся к социальным аспектам этих событий.
Список тем для создания БД: Исторические места (музеи) нашего города. Правители (полководцы, великие сражения) России. Записная книжка (мой класс, мои друзья). Тематические БД по предметам. Учебники средней и старшей школы. Высшие и средне специальные учебные заведения города. Компьютерные комплектующие (программное обеспечение, игры, сайты по какой-либо тематике). Обзор прессы Грибы родного края (лекарственные травы, птицы, деревья, кустарники). Автомобили (спортивные, легковые, грузовые). Косметика и парфюмерия (Oriflame, Avon). Животные (насекомые, птицы, реки, водопады, озера).
Организация практических работ практические работы (20-25 мин), направленные на отработку отдельных технологических приемов проекты, ориентированные на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Метод проектов Это разработка и создание учащимися собственных информационных ресурсов по интересующей их тематике, требующий сбора, сопоставления, анализа информации, постановки вопросов, ответы на которые можно получить с помощью компьютера, как своего рода внешнего органа мышления и памяти, позволяющего свободно и эффективно решать широкий круг задач.
Метод проектов Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования, комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проекты, выполненные учащимися Животный мир Мир книги Интернет-магазин Орифлейм Ученики Спортсмен Звезды
Защита проекта Таблица для начисления баллов Критерий Количество баллов Актуальность и заинтересованность в тематике 3 балла – интересно/актуально 2 балла – узкая область интереса 1 балл – тема не разработана 0 баллов – не заинтересовало аудиторию Количество таблиц в БД 3 балла за таблицу Количество связей между таблицами 2 балла за связь Количество используемых типов данных во всех таблицах 1 балл за 1 тип данных Количество записей во всех таблицах 1 балл за полный десяток записей Наличие форм, отчетов 2 балла за форму/отчет Количество запросов 2 балла – сложный запрос 1 балл – простой запрос
БД «Животные»
БД «Животные»
БД «Животные»
Отчет по БД «Книги»
Отчет по БД «Орифлейм»