ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Лекция №14 Организация управления инфраструктурою
ИСУ. Организация управления инфраструктурою
ИСУ. Организация управления инфраструктурою
ИСУ. Организация управления инфраструктурою
ИСУ. Организация управления инфраструктурою CobIT
ИСУ. Организация управления инфраструктурою CobIT
ИСУ. Организация управления инфраструктурою CobIT
ИСУ. Организация управления инфраструктурою CobIT Сопровождение и поддержка СП 1 Обслуживание пользователей СП 2 Управление услугами третьих лиц СП 3 Управление производительностью и мощностью СП 4 Обеспечение непрерывности деятельности СП 5 Обеспечение информационной безопасности СП 6 Классификация и распределение издержек СП 7 Обучение пользователей СП 8 Помощь и консультирование пользователей СП 9 Управление конфигурацией СП 10 Управление проблемами и сбоями СП 11 Управление информацией СП 12 Управление инфраструктурой СП 13 Управление операциями Мониторинг M 1 Мониторинг процессов M 2 Внутренний контроль M 3 Независимая экспертная оценка M 4 Внешний аудит
ИСУ. Организация управления инфраструктурою CobIT
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL Другая, не менее широко развитая и используемая многими ведущими организациями методология — это ITIL (IT Infrastructure Library), представляющая собой набор всесторонних документов по управлению обслуживанием и сопровождением информационных систем. ITIL является эталонной моделью для сравнения текущей практики управления ИТ-сервисами организации с лучшей мировой практикой. Эта методология включает библиотеку из более чем 40 книг, разработанных британским Центральным компьютерным и телекоммуникационным агентством (Central Computer & Telecommunications Agency, CCTA), которое с 1 апреля 2001 г. стало составной частью Ведомства государственной торговли (Office of Government Commerce, OGC) — подразделения министерства финансов (казначейства) Великобритании. Каждая книга в ITIL охватывает определенный процесс управления ИТ-сервисами и описывает его отношения с другими процессами. CCTA разрабатывает методологии мирового уровня для управления информационными технологиями, включая методологию управления проектами PRINCE, методологию SSADM для системного анализа и проектирования и библиотеку ITIL.
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL ITIL обеспечивает профессионалов в области ИТ знаниями и ресурсами, которые должны использоваться для поддержания эффективной и рациональной инфраструктуры, при минимальных затратах полностью удовлетворяющей потребностям клиентов. ITIL предлагает систематический и профессиональный подход к управлению ИТ-сервисами. Основными преимуществами применения ITIL являются: предоставление клиенту более полного и качественного обслуживания; уменьшение стоимости сервисов (услуг); улучшение взаимосвязи между персоналом ИТ-служб и клиентами; повышение производительности обслуживания и максимально полное использование накопленных знаний и опыта. Методология ITIL, так же как и CobIT, базируется на лучшей практике и опыте ведущих экспертов, консультантов и инженеров и воспринимается многими на настоящий момент как наиболее полный стандарт де-факто для организации управления обслуживанием информационных систем.
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL Многие организации во всем мире используют ITIL как эталонную модель для сравнения текущей практики управления ИТ-сервисами организации с лучшей мировой практикой. Необходимо отметить, что внедрение подобных методологий является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без посторонней помощи. Это связано с тем, что в процессе внедрения необходимо оценить последовательность действий и сформулировать систему приоритетов. Зачастую необходим также практический опыт организации подобных процессов в других организациях. Для больших кредитных организаций не менее важным, помимо выбора и использования проверенных подходов, является и централизация методологического управления в целом по организации, поскольку нередко в головном офисе используются передовые подходы, а в ближайшем филиале информационные технологии, функции и процедуры управления существенно менее развиты.
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL Сегодня стандартом де-факто в области управления обслуживанием информационных систем считается библиотека ITIL, разработанная в конце 80-х годов по заказу английского правительства и ставшая сборником лучшего мирового опыта в области управления качеством предоставляемых ИТ-услуг. Многие компании предложили свои подходы к реализации идей, заложенных в ITIL. Наибольшую известность получила модель Hewlett-Packard — ITSM HP Reference Model. Корпорация Microsoft не осталась в стороне от этого процесса и в 2000 году предложила опирающуюся на ITIL методологию Microsoft Operations Framework (MOF) дополнения и изменения, внесенные в MOF по сравнению с ITIL, позволяют использовать ее в гетерогенных средах. MOF, наряду с Microsoft Solutions Framework (MSF) и Microsoft Readiness Framework (MRF), является одной из составляющих инициативы Microsoft Enterprise Services. Каждая из этих методологий позволяет управлять информационной системой на определенной стадии ее развития. MOF фокусируется на эксплуатации информационной системы, MSF — на ее построении и внедрении, а MRF —на стадии подготовки. (Для стадии планирования у корпорации нет четко оформленной методологии; предлагается только ряд средств и служб, систематизирующих процессы, которые протекают в информационной системе на этой стадии.)
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Модель процессов MOF
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Модель процессов MOF Эту модель можно представить как расширение и реорганизацию процессов, описанных в книгах «Предоставление ИТ-услуг» и «Поддержка ИТ-услуг» библиотеки ITIL. В MOF Process Model собраны процессы управления обслуживанием информационных систем, которые представлены в виде функций управления услугами (Service Management Functions, SMF). Модель процессов предполагает, что команда, обслуживающая информационную систему, ответственна за управление всеми изменениями в инфраструктуре. Наиболее эффективный путь контроля над такими изменениями — группировка родственных служб в серию так называемых «выпусков» (групп изменений), каждый из которых может планироваться и управляться отдельно. Модель процессов MOF описывает жизненный цикл каждого выпуска. Процессная модель MOF представлена в виде 20 SMF-функций, распределенных на четыре квадранта.
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Распределение SMF - функций
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Изменение»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Обслуживание»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Обслуживание»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Поддержка»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Оптимизация»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою ITIL. Квадрант «Оптимизация»
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Модель команды
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Модель команды
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Модель команды
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Модель команды
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Модель команды
ИСУ. Организация управления инфраструктурою Связь между процессами и ролями в MOF