Пермская художественная галерея была открыта в 1922 г. Ныне расположена в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, являющегося памятником архитектуры XIX века. История Пермской галереи ведется с 1922 года. Среди тысячи икон XVI — XX веков запомнятся работы изографов уральской Строгановской школы XVI — XVII столетий. Живопись нового времени порадует встречей с творениями Иванова, Венецианова, Федора Алексеева, Репина, Левитана, Саврасова, Васильева, Поленова, Серова, Борисова-Мусатова, ранних авангардистов. Жемчужиной коллекции является собрание деревянной скульптуры, украшавшей церкви Верхнекамья и других областей Урала в XVIII — начале XX века.
Это первый за пределами столиц общедоступный художественный музей в дореволюционной России. Он основан в 1885 году внуком писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым. Покровитель Боголюбова Александр III разрешил отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные.
Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства в России. Он был создан в 1865 году. Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства в России. Он был создан в 1865 году. Сегодня заповедник опекает первостатейные памятники: церкви средневековой Руси, являющиеся хрестоматийными для истории отечественного искусства. Прежде всего — Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря. Иконы и книги времени Ивана Грозного составляют экспозицию в бывших монастырских корпусах.
Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты Сегодня Петергоф выделяется среди других петербургских императорских резиденций прежде всего безупречным внешним видом, отменным сервисом и перфекционизмом ведущихся реставрационных работ.
Гордость музея — коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции. Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год — год своей кончины — и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20−х годов.
Приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием.
Краснодарский краевой художественный музей является одним из старейших музеев на Северном Кавказе. Его основание связано с именем екатеринодарского купца и мецената Федора Акимовича Коваленко. Краснодарский краевой художественный музей является одним из старейших музеев на Северном Кавказе. Его основание связано с именем екатеринодарского купца и мецената Федора Акимовича Коваленко. В течение нескольких десятилетий он собирал художественную коллекцию, которую в 1904 году безвозмездно передал в дар столице Кубани.
Родился 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в Екатеринодар, где отец отдал мальчишку рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где он дослужился до кассира. Работая кассиром, Федор начал приобретать книги, гравюры, картины. К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что её владелец счел возможным устроить у себя на дому первую выставку. Родился 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в Екатеринодар, где отец отдал мальчишку рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где он дослужился до кассира. Работая кассиром, Федор начал приобретать книги, гравюры, картины. К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что её владелец счел возможным устроить у себя на дому первую выставку. Подвижнические труды Федора Акимовича закончились в 1919 г. — 9 февраля он скончался от тифа.
Неожиданно для горожан Екатеринодара, на углу улиц Графской и Красной возник, как по мановению волшебной палочки, великолепный двухэтажный кирпичный особняк Батыр-Бека Шарданова. Неожиданно для горожан Екатеринодара, на углу улиц Графской и Красной возник, как по мановению волшебной палочки, великолепный двухэтажный кирпичный особняк Батыр-Бека Шарданова.
Кабардинский дворянин Батырбек Шарданов, выпускник Перербугского института путей сообщения, плодотворно трудился на строительстве Российских железных дорог, а открыв в себе талант архитектора, спроектировал и построил одно из замечательнейших зданий Екатеринодара (1905). Кабардинский дворянин Батырбек Шарданов, выпускник Перербугского института путей сообщения, плодотворно трудился на строительстве Российских железных дорог, а открыв в себе талант архитектора, спроектировал и построил одно из замечательнейших зданий Екатеринодара (1905). Инженер Шарданов являлся членом многих благотворительных обществ (Кубанского попечительного комитета о тюрьмах, например, и Кубанского войскового приюта для девиц ). Но живопись, видимо, интересовала его в меньшей степени, поэтому в красивом доме картинная галерея смогла поселиться только за деньги. Но зато теперь и форма, и содержание музея гармонично прекрасны.
Внешний нарядный декор здания носит, пожалуй, общий скульптурный характер на кронштейнах, балконы с богатой лепниной, колонны в ионическом стиле, барельефы в виде гирлянд и картушей, то интерьер особняка весьма оригинален. По сообщению старожилов, вся лепка в доме выполнена по рисункам самого Шарданова. Анфилада же комнат двух этажей будто специально создана для залов музея… Внешний нарядный декор здания носит, пожалуй, общий скульптурный характер на кронштейнах, балконы с богатой лепниной, колонны в ионическом стиле, барельефы в виде гирлянд и картушей, то интерьер особняка весьма оригинален. По сообщению старожилов, вся лепка в доме выполнена по рисункам самого Шарданова. Анфилада же комнат двух этажей будто специально создана для залов музея… Хозяин постройки, обладая эстетическим вкусом, стремился к роскошному убранству, к барскому уюту и комфорту своего жилья. Здесь и декоративная живопись, и рельефные элементы цветочных гирлянд и венков. Столь же оригинален орнамент плафонов, разнообразных «по формам и ритму: то четкая, упругая, то плавная, струящаяся и текучая», как образно и точно пишет искусствовед Н.Л. Панаиоти
В 1907 году верхний этаж особняка Шарданова был арендован городской управой для размещения картинной галереи имени Ф.А. Коваленко В 1907 году верхний этаж особняка Шарданова был арендован городской управой для размещения картинной галереи имени Ф.А. Коваленко
С 1924 года картинная галерея стала носить название Краснодарский краевой художественный музей имени А.В. Луначарского. С 1924 года картинная галерея стала носить название Краснодарский краевой художественный музей имени А.В. Луначарского. Последующие два десятилетия стали один из самых ярких периодов в формировании коллекции музея. В это время в качестве помощи провинциальным музеям Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музейный фонд и некоторые другие столичные музеи передали музею достаточно ценные произведения.
Среди представленных художников такие знаменитые имена, как Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин, В.А.Тропинин, А.Г. Венецианов, И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский и многие другие.
В годы Великой Отечественной войны Краснодарскому художественному музею удалось избежать тотального разграбления. В годы Великой Отечественной войны Краснодарскому художественному музею удалось избежать тотального разграбления. В 1942 году благодаря решительным и своевременным действиям директора А.К. Осиповой и старшего научного сотрудника М.П. Богоявленского значительная часть музейной коллекции была эвакуирована в Соликамск. В 1944 г. все произведения вернулись в стены родного музея; была восстановлена экспозиция; здание музея существенно не пострадало.
В 1993 году музею возвращено имя основателя Федора Акимовича Коваленко, а на здании была установлена мемориальная доска с его бюстом, созданная известным кубанским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым. С 2001 по 2004 гг. музей был закрыт на реконструкцию, благодаря которой зданию-памятнику "Особняк Шарданова" был возвращен первоначальный вид, залы отреставрированы и оснащены новым музейным оборудованием. Сейчас музей занимает "Дом инженера Б. Шарданова" - памятник архитектуры федерального значения начала ХХ века (ул. Красная, 13) и "Екатеринодарскую контору Госбанка" - памятник архитектуры рубежа ХIХ и ХХ веков (ул. Красная, 15)
Виртуальный филиал "Русского музея": На втором этаже музея - компьютерный класс и мультимедийный кинотеатр. Здесь проводятся занятия для детей и взрослых по методикам Российского центра музейной педагогики и детского творчества, известного во всем мире. Посетители могут познакомиться с сайтом Русского музея и другими интернет-ресурсами, связанными с культурным наследием России и мировой художественной культурой — свыше 200 мультимедийных программ, записанных на CD и DVD.
Собрание музея насчитывает более 11 000 единиц хранения. Наиболее ценные коллекции: Собрание музея насчитывает более 11 000 единиц хранения. Наиболее ценные коллекции: Русский авангард — 54 предмета. Японская цветная ксилогрофия (XVIII — сер. XIX в.) — 190 предметов. Искусство Нидерландов XVI в. — 50 предметов. Собрание академика Л.Ф. Ильичева. Русская и советская живопись — 85 предметов. Коллекция экслибриса (XVIII — XX вв.) — 2474 предмета.
Зал 1. Древнерусская живопись XVI — нач. XVIII вв., иконопись различных школ (новгородской, московской, представлены «северные письма» и др.) Зал 2. Портретная живопись II пол. XVIII — нач. XIX вв. Здесь раскрывается тема «парадного портрета». Зал 3. Портретная живопись I пол. XIX в. Работы Д. Левицкого, В. Боровиковского, В. Тропинина, А. Венецианова — во всем своем великолепии. Зал 4. Живопись II пол. XIX в. В этих залах находятся полотна В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, И. Репина, И. Айвазовского, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и др. Зал 5-6. Рубеж веков: В. Серов, К. Коровин, Б. Кустодиев, Н. Фешин, А. Васнецов. Зал 7-8. Искусство 10 — 30х гг. ХХ в. Эти бурные десятилетия оставили о себе память в работах художников объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубую Розу» и пр. К слову, коллекция авангардной живописи (самой дорогой сейчас) — одна из крупнейших в стране. В коллекции представлены и гиганты русского авангарда — Малевич, Кандинский, Филонов, Шагал.