Қазақстан Республикасы Статистика агенттігіСтатистика уровня жизни
Актуальность и цели обучения Актуальностьпоказатели, характеризующие уровень жизни, широко используются при формировании социально-экономической политики государства, а также мониторинге государственных программ и расчете международных индексов; необходимость формирования статистики уровня жизни населения была определена государственными программами снижения бедности (2000-2005 годы), углубления социальных реформ (2004-2007), Стратегическими планами АРКС.Курс направлен на обучение системе разработки статистической информации по уровню жизни населенияна обучение организации проведения статистического наблюдения по оценке уровня жизнина обучение используемой методологии, статистического инструментария, информационных статистических систем по указанной темена получение практических навыков, достаточных для самостоятельного проведения статистического наблюдения и формирования статистики уровня жизни
Содержание курса Планирование разработки статистического показателя2. Разработка методологии статистического обследования3. Разработка вопросника4. Организация статистического наблюдения5. Формирование статистики уровня жизни 6. Взаимодействие с пользователями
1. Планирование статистических показателей
1.1. Обоснование потребности Перечень документов, подтверждающих необходимость формирования статистики- План статистических работ на год- запросы пользователей (запросы МТСЗН, МСХ, ЕЭК ООН, СК СНГ)стандартный режим (предложения к Плану статистических работ)оперативный режим (текущие запросы) - устные запросы государственных органов (Администрация Президента РК, Канцелярия Премьер-Министра РК, министерства и ведомства) и НПО (НДП «Нур Отан», ОО, Международные организации и т.д.)
1.2. Определение перечня выходных показателей, единиц, объекта и времени наблюдения Перечень выходных показателей по итогам обследования домашних хозяйств:- доходы и расходы населения, их структура (город/село, по типам поселения, потребительским комплексам и типам потребителей, домохозяйство/население, с учетом размера домохозяйства, по квантильным группам и т.д.);- социально-демографические характеристики домохозяйств (город/село, по типам поселения, размеру и типу домохозяйства, полу, возрасту, уровню образования);- производство товаров и услуг в домохозяйствах (производство, стоимость и структура потребительских товаров и услуг – город/село, по типам поселения, соотношение с республиканским уровнем и объемом производства);- производство сельскохозяйственной продукции в домохозяйствах (объем продукции; расходы на содержание животных, доход от продукции животноводства и растениеводства, сбор урожая с/х культур, расходы на земельные участки и их структура); - сведения о благоустройстве жилья домохозяйств (город/село, по типам поселения, по виду собственности, по наличию числа комнат);- сведения о наличии земельных участков, скота и техники в домохозяйствах (город/село, по типам поселения, по целевому назначению, по виду собственности, по целям использования);- основные показатели дифференциации доходов в обследуемых домохозяйствах (город/село, с учетом размера семьи, по квантильным группам);- распределение домашних хозяйств и населения в них по доходам, расходам и потреблению продуктов питания (город/село; по квантильным группам; по наличию детей до 16 лет; по размеру среднедушевого дохода);- субъективная оценка благосостояния домохозяйств (оценка уровня дохода, социальный и экономический статус д/х, взаимосвязь уровней дохода и материального обеспечения, социального и экономического статуса, источники средств существования и их значимость, сбережения д/х и их предназначение, наличие собственности, приносящей доход, удовлетворенность жильем, возможность улучшения жилищных условий, жизненные приоритеты и т.д.) Определение единиц и объекта наблюдения домашние хозяйства;12 000 единиц;Определение территориального охвата наблюденияРК, регионыОпределение времени проведения наблюденияежеквартально (Д-003 (в течение месяца), Д-004, Д-005);раз в год (Д-006, Д-008 (уточняется ежеквартально) и U-003)
2. Разработка методологии статистического обследования
2.1. Общая методологическая характеристика Наименование: Выборочное обследование домашних хозяйствЦель обследования: получение данных о расходах, доходах, потреблении домохозяйств, их структуре и распределении, характеризующих уровень жизни в стране. Нормативно-правовая база: Закон РК «О государственной статистике», Ежегодные планы статистических работ, государственные программы по снижению уровня бедности (2000-2005 годы), углубления социальных реформ (2004-2007 годы), Концепция перехода РК к устойчивому развитию (2007-2024 годы)
2.2. Основные понятия Домохозяйство (домашнее хозяйство) – группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся, главным образом, жилье и продукты питания. Домохозяйство может состоять из одного человека.Доходы домохозяйств включают в себя доходы от наемной и самостоятельной занятости, социальные трансферты и прочие поступления в денежном и натуральном выражении.Номинальные денежные доходы – это денежные средства, направляемые населением на текущее потребление, производственную деятельность и накопление.Доходы населения, использованные на потребление, представляют собой сумму денежных доходов, использованных на потребление (без капиталовложений в производственную деятельность и накопление), стоимости потребленной продукции собственного производства и трансфертов в натуральной форме.Расходы населения – это потребительские расходы, налоги, сборы, страховые и прочие платежи, уплата долгов, алиментов, штрафы, погашение кредита, помощь родственникам, знакомым и прочие расходы, не связанные с потреблением. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (стоимости продовольственной корзины) – отношение численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (продовольственной корзины) к общей численности населения в процентном измерении.Глубина бедности - показывает среднее отклонение уровня дохода (потребления) людей, находящихся ниже прожиточного минимума от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом членов домохозяйств.Острота бедности показывает неравенство среди бедных – степень разброса доходов бедных от их среднего значения. Это средняя из квадратов отклонений доли дефицитов дохода членов обследуемых домохозяйств от установленного критерия.Коэффициент неравномерности распределения доходов среди населения (индекс Джини) дает возможность численно оценить степень неравенства. Он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0-совершенное равенство доходов у всех групп населения, при 1-совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одной группе лиц.Квантильные группы населения – образуются делением всего населения на численно равные части независимо от других признаков. Наиболее часто применяется децильное и квинтильное деление – 10-ти и 20-ти процентные группы.Шкала эквивалентности доходов – поправочные коэффициенты, корректирующие необходимые уровни среднедушевых доходов в различных по размеру домохозяйствах. Учитывают экономию расходов за счет эффекта совместного проживания.
2.3. Статистическая единица Домохозяйство (домашнее хозяйство) – группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся, главным образом, жилье и продукты питания. Домохозяйство может состоять из одного человека.В обследовании принимают участие 12 000 единиц.
2.4. Статистический объект Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения (социально-демографические характеристики д/х, доход д/х и их структура, расходы и потребление д/х, распределение доходов и их неравенство, жилищные условия, производство товаров и услуг и т.д.)
3. Разработка вопросника
3.1. Последовательность разработки вопросника Соединение методологии и вопросовЧто мы хотим обследовать? Основные характеристики уровня жизни населения Что мы хотим знать об уровне жизни? Состав и половозрастные характеристики домохозяйств, уровень образования его членов, доходы, расходы, наличие в пользовании земли, техники, скота, производство товаров и услуг, наличие жилья и его благоустройство) и ряд других показателей, что позволяет во взаимосвязи производить разносторонний анализ. Эти данные служат основой для мониторинга уровня жизни и бедности в Казахстане. Формулирование вопросовОпределение их последовательностиРазработка вопросника (форму), включая дизайн бланка
3.2. Выбор типа вопросника Определение типа вопросника в зависимости от набора вопросов и удобства для респондентов и статистиковАнкета (общее описание, характерные особенности)Телефонный опросТабличная формадругоеУчитывая, что объектом статистического наблюдения по обследованию домашних хозяйств является значительный ряд показателей по оценке уровня жизни, типом вопросника определена анкета, большая часть которой для удобства респондентов представлена табличными формами.
4. Организация статистического наблюдения
4.1. Утверждение планов работы График распространения утверждается ежемесячно с учетом сроков, предусмотренных Планом стат. работГрафик представления утверждается ежемесячно с учетом сроков, предусмотренных Планом стат. работБюджет наблюдения формируется и утверждается ежегодноПлан работ формируется и утверждается на год, на кварталРаспределение сотрудников/ресурсов/времени по проекту Общее (определено Метод. положениями) Интервьюеры (определено Методикой определения норм нагрузок) Обработка данных (с учетом сроков предоставления стат. информации пользователям, определенных Планом стат. работ)
4.2. Получение первичных статистических данных Работа с респондентами осуществляется непосредственно (в рамках контрольных обходов домохозяйств на предмет оценки работы интервьюеров) и опосредованно (через интервьюеров).
4.3. Ввод и обработка данных Используемые необходимые контроли на уровне ввода и первичной агрегации данных- форматно-логический;- арифметико-логический.
5. Формирование статистики уровня жизни
5.1. Контроль качества данных Порядок контроля данных, необходимых корректировок, импутаций и досчетов по формированию данных по итогам ВОДХ:1) все формируемые выходные данные подлежат обязательному форматно и арифметико-логическому контролю (согласно ПЗ и доработок к ним);2) первичные данные, полученные по итогам заполнения Дневника ежедневных расходов домохозяйств (в течение месяца), распространяются на квартал; 3) учитывая выборочность обследования, производится досчет (распространение) полученных данных до генеральной совокупности посредством коэффициентов, полученных делением населения по выборочному обследованию и общей численности населения (по данным демографической статистики на начало года обследования);4) в отношении ряда показателей дифференциации доходов домохозяйств применяется шкала эквивалентности, поправочный коэффициент (0,8), корректирующий необходимые уровни среднедушевых доходов в различных по размеру домохозяйствах. Учитывают экономию расходов за счет эффекта совместного проживания.
5.2. Формирование выходных показателей Порядок формирования выходных таблиц осуществляется в соответствии с Постановкой задач к статистическим работам, предусмотренным Планом статистических работ.
6. Взаимодействие с пользователями
6.1. Основные группы пользователей Внешние потребители: Администрация Президента РК, Канцелярия Премьер-Министра РК, государственные органы и ведомства, НПО, юридические и физические лица, учреждения образования, научные институты, международные организации Внутренние потребители: структурные подразделения АРКС, ОДСДанные, полученные по итогам обследования домашних хозяйств, используются в таких комплексных расчетах как:- фактическое конечное потребление домашних хозяйств;- определение веса товаров и услуг при формировании ИПЦ;- оценка номинальных денежных доходов;- интегральные показатели (ИБН, ИКЖ)
6.2. Обратная связь Наличие и развитие взаимодействия с пользователями позволяет:-производить обновление и оптимизацию методологии обследования в части используемых классификаторов, инструментария и выходных показателей;- оценить удовлетворенность пользователя статистической информации;- обеспечить мониторинг государственных и секторальных программ (показатели уровня жизни населения входят в ряд индикаторов по оценке реализации государственных и региональных программ развития);- осуществить международную сопоставимость статистических показателей и участие Казахстана в международных рейтингах.
Основные показатели уровня жизни населения в 2004-2008гг.
Динамика денежных доходов населения
Структура денежных доходов населения
Соотношение доходов, использованных на потребление, со среднереспубликанским уровнем
Основные показатели уровня жизни населения в 2005-2008 гг.
Доля низкодоходного населения в целом по республике
Основная характеристика уровня жизни и бедности населения по регионам,%
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в зависимости от размера семьи в 2008 г.
Денежные расходы домохозяйств и их структура в 2008 году
Структура потребительских расходов населения, в %
Агентство Республики Казахстан по статистике Спасибо за внимание!Департамент статистики труда и обследований домашних хозяйств