Роль организмов в образовании почвы. Презентация к уроку.Автор-составитель:Виноградова Людмила Ивановна,учитель биологии и экологии,высшая квалификационная категория.МОУ СОШ № 8 г. Иваново.
Роль организмов в образовании почвы.
Цель:
Цель: Знакомство с ролью организмов в образовании почвы.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Задачи:
Задачи: Познакомиться с обитателями почвы.
Задачи:
Задачи: познакомиться с ролью обитателей почвы в образовании плодородного слоя Земли.
Задачи:
Задачи: Познакомиться с влиянием человеческой деятельности на почвы.
Ход исследования: Распределение на исследовательские группы.Часть 1 Знакомство каждой группы с информационным листом для исследования.Определение лидера и распределение заданий для членов группы.Проведение исследований.Обсуждение в группе проведенных исследований.Часть 2 Получение новых знаний.О почвах Ивановской области.О полезных ископаемых Ивановской области.О животных-землероях (на примере крота), которые сохраняют плодородие почв.Об использовании человеком почв.Сделать выводы.Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Роль организмов в образовании почвы.
Правило С.Н.Виноградского(1856-1953). Изучал почвенное микробное сообщество,которое разделил на две группы: 1. типичных (всегда и везде встречающихся);2.атипичных (встречающихся только при увеличение органической массы в почве).«Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить».
Карта почв Ивановской области.
Полезные ископаемые Ивановской области.
Заполнение контурной карты.
Животные – землерои. Крот
Схема «Сохранение плодородия почв».
Схема «Сохранение плодородия почв».
Использование человеком почв.
Использование человеком почв. Распашка земель для получения продовольствия.Постройка городовВзрывы (добыча полезных ископаемых).Борьба с вредителями ( внесение избытка удобрений).Строительство дорог.Осушение земель.
Сохранение почв. Изучение природных законов возобновления плодородного слоя почв.Развитие ландшафтной экологии.Посадка растений.Рациональное природопользование.Развитие ценностного отношения к родной земле.
Выводы: Разнообразные представители царств живой природы участвуют в процессе образования почв.Организмы в процессе своей жизнедеятельности создали плодородный слой Земли.Организмы создали полезные ископаемые: торф, нефть, каменный уголь, известняк и др.Организмы в процессе жизни постоянно поддерживают плодородие почв: переворачивают слои, насыщают кислородом, доставляют влагу, создают перегной.Человек активно использует почвы- эта интенсивная эксплуатация может привести к потере плодородного слоя Земли.Человек должен заботиться о животных – землероях, которые помогут сохранить плодородие.С.Н.Виноградский сделал открытие в пользу микроорганизмов.Человечеству нужно приложить усилия для сохранения почв.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Сравнение полученных результатов с выдвинутой гипотезой. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась в ходе исследования.
Рефлексия. Что мы узнали нового для себя?Что мы можем использовать для себя?
Рефлексия. Очень интересно Не очень интересноИнтересно Совсем неинтересно
Домашнее задание. П.№ 23 учебного пособия.Информационный листок и таблицы можно использовать при написании сочинения: «Как я стараюсь сохранять плодородие почв, отдыхая на природе?»
Спасибо за внимание!