Латинская Америка (в середине XIX – начале XX века) 900igr.net
Народы стран Латинской Америки: жизнь и история в первой половине ХХ века В начале ХХ века в 20 латиноамериканских республиках проживало 5% населения Земли - около 95 млн. чел. Самыми крупными из них были Бразилия, Мексика и Аргентина. Последняя вышла на первое место и по уровню экономического развития.
Особенности складывания латиноамериканских наций, включения в мировую систему капиталистического хозяйства обусловили специфику этого региона. Решающую роль в истории Латинской Америки сыграл колониальный период. В результате смешивания древних индейских традиций, культуры креолов (потомков европейских завоевателей), негритянских элементов (с XVI в. на континент завозились негры-рабы) сложился весьма своеобразный этнокультурный симбиоз со своеобразными чертами национального характера и менталитета. Процесс формирования наций к началу ХХ в. еще не завершился. В большинстве стран господствовал испанский язык (только в Бразилии преобладал португальский, а на о.Гаити – французский), элементы испанской культуры доминировали в образе жизни и мышления господствующих классов. Основные массы населения концентрировались преимущественно в крупных городах (Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу), в то же время в зарослях бассейна Амазонки немногочисленные индейские племена находились на стадии развития каменного века. Потомки европейцев и индейцев назывались метисами, европейцев и негров – мулатами.
Особую живучесть в Латинской Америке приобрели патриархально-патерналистские традиции, роль личности вождя “клана”, связь между лидером и массой, которая была зачастую прочнее социальной. Вождь (каудильо) должен был быть яркой, темпераментной, сильной фигурой, способной психологически сплотить и увлечь за собой массы. Его программа имела при этом второстепенное значение. Отсюда и необыкновенно высокая доля популистских (обещания того, что иногда невыполнимо, но чего ждут массы) тенденций. К сожалению, большой вес в политической жизни Латинской Америки приобрел фактор насилия (многочисленные восстания, перевороты, диктатуры каудильо и т.п.). Особо стоит отметить и влияние католической церкви.
Каудильизм Каудильизм (от испанского каудильо - вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов) - это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв. Возникновение каудильизма связано с завоеванием латиноамериканскими странами политической независимости в первой четверти 19 века и борьбой за власть различных социальных группировок. В результате этого процесса в странах Латинской Америки сформировались политические течения (преимущественно либеральные и консервативные, на базе которых сложились политические партии), носившие тогда в большинстве стран каудильистский характер. Политическая борьба проходила как соперничество между кланами или отдельными каудильо, представлявшими главным образом латифундистов.
Если в середине 19 века многие каудильо были сторонниками и проводниками центробежных тенденций, то в конце 19-начале 20 веков формируется новый тип каудильо, выступивших против сепаратизма, за централизацию государственной власти и консолидацию государства. Видным представителем нового типа каудильо был президент Гватемалы Хусто Барриос, установивший в 1873 г. режим единоличной диктатуры. За время пребывания у власти (1873-1885 гг.) Х.Барриос, проведя социально-экономические преобразования ( расширил плантационное хозяйство, стремясь расширить слой мелких и средних фермеров осуществлял широкую продажу государственных земель, ввел обязательное бесплатной начальное образование и т.д. ) и антиклерикальную реформу, поставившую церковь под контроль государства, способствовал консолидации стран и превращению Гватемалы в самое передовое по тому времени государство Центральной Америки. В процессе решения этих проблем Х.Барриос временами отказывался от традиционных институтов представительной демократии и правил по существу авторитарными методами. Он часто полагался только на свой пример, на свою волю, когда многое говорило, что для достижения цели необходимо выгодное стечение обстоятельств и подготовленная работа.
Добившись консолидации и укрепления Гватемалы, Х.Барриос поставил перед собой задачу во что бы то ни стало объединить все государства Центральной Америки в единое государство. Для достижения этой цели он использовал любые средства, в том числе и вмешательство во внутренние дела соседних Центральноамериканских государств. В 1885г. Х.Барриос издал декрет, которым провозглашал создание в Центральной Америке единой республики вместо пяти существовавших ранее и начал военную компанию, в ходе которой был убит. Патриотические идеи с ярко выраженными признаками реформаторства были свойственны и боливийскому Каудильо Мануэлю Бельсу и перуанскому Каудильо Рамону Кастилья и некоторым другим государственным деятелям. Но все же большинство латиноамериканских Каудильо выделялись своим консерватизмом, враждебностью к социальному прогрессу и всякому проявлению свободомыслия, инакомыслия.
Некоторые из консервативных Каудильо, как, например, аргентинец Хуан Росас и венесуэлец Хосе Паэс, начинали свою политическую карьеру в качестве предводителей вооруженных отрядов. В сформированных отрядах ( рекрутировались преимущественно из Гаучо, пеонов, бывших негритянских невольников ) и подвластных им районах Х.Росас, Х.Паэс и им подобные Каудильо являлись полновластными хозяевами, властителями над жившими там людьми, вершили суд и расправы. Таким Каудильо центральная власть признавалась настолько и поскольку, поскольку это было выгодно ему самому, и насколько у нее хватало сил сдерживать его самовластие. Путь наверх, к Каудильо национального масштаба и Х.Росас, и Х.Паэс, и им подобные деятели проделывали, опираясь на поддержку консервативной верхушки армии, клерикальных кругов, латифундистов и торговой олигархии. Их интересы претворялись в жизнь. Так, Х.Росас добившись полновластия восстановил в Аргентине орден иезуитов и привилегия католической церкви, приостановил иммиграцию, что затруднило проникновение в страну передовых идей, содействовал укреплению латифундизма, осуществлял агрессивную внешнюю политику. Режим Х.Росаса (1835-1852гг.) представлял собой худший вариант каудильизма.
Каудильистские главным образом консервативные методы в политике используются правящими кругами латиноамериканских стран и в настоящее время. Сохранению их способствует ряд причин и, прежде всего наличие латифундизма с его докапиталистическими пережитками и системой патриархально-авторитарных отношений в обществе. Идеи каудильизма послужили основой возникновения в середине 20 века массовых политических движений националистического типа: перонизма в Аргентине, варгасизма в Бразилии, анапизма в Колумбии и т.д. Их идеология заключала в себе элементы корпоративизма, национал-реформизма и социального христианства.
Хозяйство Латинской Америки
Хозяйство Латинской Америки вышло на мировой рынок, когда международное разделение труда и доминирование европейских индустриальных держав уже установились. Поэтому для латиноамериканской экономики не было иного пути как превращение в аграрно-сырьевой резерв ведущих государств. Практически каждая страна специализировалась на производстве и экспорте какой-либо монокультуры или сырья, что создавало диспропорции в собственном экономическом развитии. Так, Бразилия и Колумбия являлись поставщиками кофе, Аргентина – мяса и зерна, Куба – сахара, Эквадор – какао и тропических культур, Уругвай – мяса, Венесуэла, Мексика – нефти, Чили – селитры и меди, Боливия – олова. Первая мировая война способствовала дальнейшей специализации, так как возросли мировые цены на сырье и продовольствие. Бразилия являлась поставщиком кофе… Куба – сахара… Аргентина – мяса…
Соответственно в сельском хозяйстве латиноамериканских стран исключительное положение (до 80% площади обрабатываемых земель) занимали латифундии – крупные помещичьи хозяйства. Их владельцы и члены их семей, торговая буржуазия образовывали помещичье-буржуазную олигархию, которой чаще всего принадлежали командные посты в экономике и государстве. Старые экономические структуры – латифундии – интегрировались в хозяйство, почти не изменяя своего характера. Основная масса сельского населения страдала от малоземелья и вынуждена была на тех или иных условиях обрабатывать поместья богачей. Последние не были заинтересованы в существенной интенсификации производства или в пропорциональном развитии экономики. Культивирование монокультур усиливало и зависимость от иностранного капитала и конъюнктуры мирового рынка. Кроме кредитов и займов европейские державы охотно вкладывали средства в быстро окупавшееся строительство железных дорог, одновременно консервируя отношение к этому региону как к мировой периферии, “младшему партнеру”.
Политически Латинская Америка, несмотря на республиканские “вывески”, представляла собой довольно пеструю картину. Одним из наиболее ярких событий начала ХХ века стала мексиканская революция 1910-1917 г.г., свергнувшая диктатуру генерала Диаса и установившая конституционный режим. Буржуазно-реформистские формы правления в 20-е г.г. (Аргентина, Уругвай) соседствовали с консервативно-олигархическими (конституционными – Бразилия, диктаторскими – Венесуэла). Нередким было и установление откровенных правых диктатур (Куба, Чили и др.). В 30-е г.г. политическая ситуация во многих из вышеназванных стран была противоположной. Это объяснялось и политической непросвещенностью, экспансивностью, неорганизованностью большинства народа, отсутствием политического опыта. Интересен опыт Чили, где в 1936 г. был создан Народный фронт из коммунистов, социалистов, радикалов, демократов и профсоюзов.
Аргентина
Создание объединенного государства. Проект первой представительной конституции Аргентины подготовил в 1853 известный юрист Хуан Баутиста Альберди, взяв за образец конституцию США. В соответствии с этой конституцией, в 1854 Уркиса вступил на пост президента. Однако Буэнос-Айрес не присоединился к союзу провинций, закрепленному конституцией, настаивая на своем особом положении. В 1859 между этой провинцией и остальной конфедерацией произошло открытое столкновение. Силы Буэнос-Айреса под командованием генерала Бартоломе Митре были разгромлены правительственными войсками, и провинция была присоединена к конфедерации.
Однако в 1861 беспорядки возобновились, и на этот раз Буэнос-Айрес (опять-таки под командованием Митре) одержал победу в битве при Павоне. В текст конституции 1853 были внесены некоторые изменения, после чего Буэнос-Айрес согласился признать ее. В 1862 Митре стал президентом Объединенной Аргентинской Республики. Конституция 1853 действовала до 1949, и в течение почти всего этого времени (до 1930) в Аргентине находилось у власти конституционное правительство, а при возникновении споров между Буэнос-Айресом и внутренними провинциями удавалось найти компромиссное решение. Хуан Баутиста Альберди, собственной персоной
При Митре и двух его преемниках – Доминго Фаустино Сармьенто (1868–1874) и Николасе Авельянеде (1874–1880) с помощью иностранного капитала и технологий строились железные дороги; разводились новые породы крупного рогатого скота и овец; вошла в употребление люцерна как кормовая культура, а пастбища обносились колючей проволокой. Стало применяться замораживание мяса, и начался масштабный экспорт сельскохозяйственной продукции Аргентины (включая охлажденное мясо) в европейские страны. Поощрялась иммиграция; в период с 1850 по 1880 население Аргентины выросло на 150%. Огромным вкладом в дело развития страны явилась проведенная Сармьенто полная реорганизация системы народного образования. Благодаря этим реформам Сармьенто остался в памяти народа как «президент-учитель». Администрация Сармьенто поощряла иммиграцию и способствовала развитию внешней торговли; при нем в 1869 была произведена первая перепись. Экономическое развитие было прервано только однажды – т.н. войной «тройственного союза» (1865–1870), когда Аргентина в союзе с Бразилией и Уругваем воевала против Парагвая. Улица Сармьенте в Буэнос-Айресе
В 1880 город Буэнос-Айрес был отделен в административном отношении от провинции Буэнос-Айрес и выделен в особый Федеральный округ. Президентом Аргентины стал генерал Хулио Архентино Рока, известный своими победами в войне против индейцев Пампы. По истечении срока его правления в 1886 пост президента занял при открытой поддержке Рока его родственник Мигель Хуарес Сельман. Его правление ознаменовалось усилением коррупции, и в противовес правящей Консервативной партии был создан оппозиционный Гражданский радикальный союз, объединявший множество иммигрантов из Испании и Италии. Деятельность этого союза привела в 1890 к революционным выступлениям, которые повлекли за собой отставку президента. На следующий год были заморожены выплаты по внешним долгам и страна оказалась под угрозой банкротства. В 1892 был избран новый президент – Луис Саэнс Пенья (с кандидатурой которого согласились обе партии), однако принятые им меры не получили поддержки, и в 1895 он ушел в отставку.
В 1898 на пост президента был вновь избран генерал Рока. В этот период давние споры с Чили из-за пограничных территорий в районе Пуна-де-Атакама и в Патагонии, которые едва не привели к войне, были наконец урегулированы путем международного арбитража. Проблема с границей в Пуна-де-Атакама была решена с помощью посла США в Буэнос-Айресе, а в 1902 король Англии Эдуард VII выступил в качестве третейского судьи в споре о Патагонии. Кроме того, во время правления Роки получила силу закона доктрина Драго, утверждающая недопустимость вмешательства одного государства в дела другого с целью взыскания с него задолженности. Консерваторы, которых поддерживали главным образом крупные землевладельцы (латифундисты), оставались у власти до 1916. Продолжительный период их правления ознаменовался бурным развитием экономики, превратившим Аргентину в одного из крупнейших в мире производителей мяса и зерна; это время было отмечено быстрым ростом населения страны, а также развитием народного образования и культуры.
С начала 20 в. в стране развернулось мощное рабочее движение, страну сотрясали многочисленные всеобщие и частичные забастовки, которые сопровождались ожесточенными кровавыми столкновениями с полицией и войсками. Социальный климат в Аргентине был весьма напряженным. В профсоюзах шла острая борьба между анархистами, создавшими в 1901 Аргентинскую региональную рабочую федерацию (ФОРА) под лозунгами анархистского коммунизма, и социалистами – сторонниками реформ. Преобладающие позиции до 1915 занимала ФОРА, в последующий период в рабочем движении установилось относительное равновесие. Современный центр Буэнос-Айреса
Правление радикалов. В 1912 был принят закон о всеобщем избирательном праве при тайном голосовании; это была одна из важнейших политических реформ, когда-либо проводившихся в стране. Новый закон дал возможность партии большинства, радикалам, добиться избрания на пост президента своего лидера Иполито Иригойена. Во время его пребывания у власти (1916–1922) правительство уделяло большое внимание вопросам социального обеспечения и образования. Иригойен сумел отстоять нейтралитет Аргентины во время Первой мировой войны. После 6 лет – с 1922 по 1928 – президентского правления другого радикала, доктора Марсело Торкуато де Альвеара, Иригойен был вновь избран в 1928.
Правительства радикалов осуществили ряд важных реформ. Они провозгласили основные гражданские и демократические свободы, ввели 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю, ограничили власть помещиков в отношении батраков и арендаторов, а в 1928 национализировали нефтяные месторождения. Поощрялось развитие промышленности, зернового и животноводческого хозяйства. Однако важнейшие хозяйственные рычаги по-прежнему находились в руках иностранного капитала, а страна – в состоянии экономической зависимости от США и европейских держав. Социальная атмосфера в Аргентине оставалась напряженной. В январе 1919 попытки подавить забастовку рабочих-металлистов в столице привели к массовому рабочему восстанию, охватившему весь Буэнос-Айрес («Трагическая неделя»). В 1922 армия расправилась с мощным выступлением батраков Патагонии, которое возглавлял профсоюз, входивший в ФОРА. Продолжались многочисленные стачки; их участникам удалось в ряде отраслей завоевать 6-часовой рабочий день и добиться существенных социальных уступок.
Бразилия
Старая Республика. 1889 - 1930 годы Последние месяцы существования монархии в Бразилии были временем фактического безвластия: казна была пуста, распоряжения кабинета министров не исполнялись, пресса открыто публиковала карикатуры на престарелого и больного короля Дона Педро II, где он изображался падающим с трона. Двор тем временем устраивал балы и фейерверки. Для экономической элиты страны в лице помещичьей аристократии такая форма правления была не выгодна из-за своей нестабильности и слабости. Наиболее сильное и популярное политическое течение было представлено республиканцами. В их среде давно зрели настроения заговора, но все зависело от поведения военной верхушки. Часть военных была за смену власти, но в их рядах тоже не наблюдалось согласия. Тем не менее, 15 ноября 1889 года ряд высших военных офицеров открыто выступил против действующего режима: они отправили телеграмму королю Дону Педро II, в которой он оповещался об отстранении от власти.
Король прибыл в Рио-де-Жанейро (в то время столица страны) из своей резиденции в Петрополисе (небольшой город в окрестностях Рио), чтобы разобраться в ситуации и оценить, насколько реальна и серьезна угроза. Из-за собственного безразличия и безответственности ближайшего окружения он до последнего момента находился в полной информационной изоляции от происходящего в стране. Придворные, направленные королем в гарнизон, расквартированный в Рио, вернулись с плохой вестью: войска отказывались подчиняться его приказам. Тем временем взбунтовавшихся военных возглавил маршал Деодоро да Фонсека. Он с группой офицеров вошел в помещение, где заседал кабинет министров, объявил о его роспуске и отправил министров по домам, затем во главе вооруженного отряда проехал по центральным улицам столицы, демонстрируя народу, что власть находится под контролем армии. Это было сделано для предотвращения возможных беспорядков. Но народ совершенно спокойно отнесся к происходящему, платя своему королю безразличием за безразличие.
15 ноября 1889 г. маршал Фонсека не имел четкого плана дальнейших действий. Его ближайшей целью было взять под контроль ситуацию и не допустить вооруженных столкновений. Кроме того, он был личным другом королевской семьи и судьба монархии далеко еще не была решена. Представители различных политических сил хотели встретиться с ним и предложить свой путь организации государственной власти. Не бездействовал и Дон Педро II: он признал отставку правительства и назначил нового премьер-министра, им стал Гаспар Мартинс, который, по мнению короля, представлял собой компромиссную фигуру, дающую возможность, по крайней мере, вести переговоры о сохранении монархии. Роковой ошибкой или чьим-то расчетливым ходом было то, что никто из окружения не подсказал королю, что Гаспар Мартинс, помимо того что был земляком маршала Фонсека - оба уроженцы города Порто-Алегри - еще и являлся его личным врагом, причем в старом конфликте между ними была замешана женщина... Маршал Фонсека узнал о новом назначении, но не сделал по этому поводу никакого заявления. Не дал он ответа и представителям оппозиции, посетившим его в личной резиденции. Сославшись на очень утомительный день, удалился в спальню. Ночью король каким-то образом получил более подробную информацию о назначенном премьер-министре, понял что совершил ошибку и тут же направил посланцев к маршалу Фонсека с сообщением об отмене своего назначения и предложением провести переговоры. "Уже слишком поздно...", - ответил маршал и не вышел из спальни.
Утром 16 ноября 1889 г. королевская резиденция была окружена солдатами. Королю и его семье было предложено в 24 часа покинуть страну. Бразилия была объявлена Республикой. Смена общественно-политического строя в стране произошла практически бескровно, если не считать простреленной ноги военно-морского министра, барона де Ладарио, который в самом начале путча попытался "жестко" поговорить с заговорщиками. Деодоро да Фонсека Герб Бразильской Империи
Временное Правительство. 15 ноября 1889 - 25 февраля 1891 Дон Педро II не стал испытывать судьбу и покинул страну со своей многочисленной семьей. Уже 17 ноября 1889 Власть перешла к Временному Правительству, которое возглавил маршал Деодоро да Фонсека. Местные органы власти были распущены, провинции переименованы в штаты, для управления ими назначены губернаторы. Среди первых актов Временного Правительства были следующие: всеобщая натурализация - любой человек, находящийся в тот момент на территории Бразилии, в том числе и иностранец, автоматически получал бразильское гражданство, если не объявлял себя гражданином другой страны; отделение церкви от государства с введением соответствующих процедур регистрации государством брака, рождения и смерти; принятие нового Уголовного Кодекса; реорганизация судебной системы, банковской системы, образования.
Первые месяцы Республики не были легкими: уже через несколько недель взбунтовался 2-й Артиллерийский полк, но бунт быстро был подавлен. С провозглашением Республики прекратила свое действие Конституция 1824 года, по которой Бразилия была конституционной монархией. Временное Правительство назначило комиссию по созданию проекта новой Конституции для ее последующего утверждения Конституционным конгрессом. За образец была принята Конституция США. Конгресс собрался в первую годовщину провозглашения Республики, 15 ноября 1890 года. Выборы делегатов Конституционного конгресса были первыми демократическими выборами в истории страны, тем не менее, женщины пока еще не имели избирательного права. Конституция была обнародована 24 февраля 1891 г. Главой государства в ней был обозначен Президент Республики, который избирался прямым всеобщим голосованием, с периодом правления 4 года.
Революция в Мексике
Мексиканская революция и США. С самого начала мексиканская революция вызывала озабоченность правящих кругов США, которым предстояло определиться в отношении нейтралитета, признания новых правительств, продажи оружия и защиты имущества граждан США от возможного ущерба. Разочарованные в режиме Диаса, США придерживались политики невмешательства во время восстания Мадеро и признали его в качестве президента. Однако посол США в Мексике Генри Лейн Вильсон постоянно интриговал против нового правительства, поддерживал мятежников и несет моральную ответственность за то, что не смог предотвратить убийства Мадеро. Президент Вильсон отказался признать Уэрту в силу того, что тот пришел к власти незаконным путем, убив соперника. Вильсон полагал, что непризнание диктатора будет способствовать его свержению и проведению необходимых реформ. Прямым результатом этой политики «стороннего наблюдателя» стало вооруженное вмешательство США с целью воспрепятствовать доставке оружия режиму Уэрты.
Президент Вильсон отказался признать Уэрту в силу того, что тот пришел к власти незаконным путем, убив соперника. Вильсон полагал, что непризнание диктатора будет способствовать его свержению и проведению необходимых реформ. Прямым результатом этой политики «стороннего наблюдателя» стало вооруженное вмешательство США с целью воспрепятствовать доставке оружия режиму Уэрты. Интервенция США в Мексике
После падения диктатуры Уэрты Вильсон пытался примирить враждующие фракции революционеров. Эти попытки потерпели провал, и после разгрома Северной дивизии Вильи США признали правительство Каррансы. В марте 1916 отряд Вильи перешел границу США и совершил налет на приграничный городок Колумбус штата Нью-Мексико. В ответ Вильсон послал против вильистов карательную экспедицию под командованием генерала Першинга. Однако североамериканцы встретили ожесточенное сопротивление мексиканцев и, потерпев ряд поражений, в январе 1917 начали эвакуацию войск с территории Мексики. Принятие конституции 1917 обострило отношения между странами, поскольку ряд ее статей ущемлял интересы североамериканских компаний в Мексике.
Конституция 1917 Новая мексиканская конституция стала главным итогом революции. Карранса, оставшийся победителем, придал силу закона реформам, обещанным в его революционных декретах. Текст документа в основном повторял положения конституции 1857, но добавлял к ним три принципиально важных статьи. Статья третья предусматривала введение всеобщего бесплатного начального образования; статья 27 объявляла все земли, воды и недра на территории Мексики национальной собственностью, а также декларировала необходимость раздела крупных латифундий и устанавливала принципы и процедуру проведения аграрной реформы; статья 123 представляла собой обширный кодекс законов о труде.
Fin