тема: "Разрушающее действие лесных пожаров" Выполнил: Ворхлик Вячеслав, ученик 8 класса БОУ «Воскресенская СОШ» Руководитель: Цыбулько О.И. учитель биологии, географии
Из-за своей неправильной деятельности, человек наносит вред окружающей среде. Меня, как юного лесника школьного лесничества «Березка», беспокоит эта тема, потому что в результате пожаров гибнут леса, многочисленные его обитатели, гибнут растения, а некоторые их виды исчезают.
Актуальность темы: знание, информирование школьников, взрослого населения о разрушающем действии лесных пожаров поможет оказать посильную помощь лесному хозяйству, главное природе, а также самому себе для предотвращения многих лесных пожаров.
Цель работы: изучить, какое разрушающие действие наносит почве, растениям и живым организмам лесной пожар.
Задачи: Аналитический обзор литературы по теме; Практическое использование знаний разрушающего действия лесных пожаров; воздействие огня на разрушение плодородного слоя почвы; исследование влияния действия огня на растительные организмы; Изучение мнения школьников и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров . Создание памятки «Заповеди идущему в лес»
Объект исследования: изучение разрушающего действия лесных пожаров.
Результат исследования: результатом исследования является выявление разрушающего действия лесных пожаров .
Методы исследования: Теоретический (изучение литературы по теме исследования) Эмпирический (эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение и выводы) Анкетирование
Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы Родины с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой». Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м3 древесины.
К сожалению, у лесов нашей страны много проблем, которые возникают по вине человека: вырубка, загрязнение, истребление растений и животных, пожары. Лесной пожар - это стихийное бедствие, в результате которого распространяется огонь по лесным площадям.
Пожар - неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей, вред здоровью человека и даже его гибели.
Калачинский район находится в зоне южной лесостепи. В настоящее время зона бедна лесами. Приурочены они к влажным понижениям и западинам. Здесь преобладают березняки злаковые с ивовым подлеском и березняки осоковые, тоже с ивовым подлеском неосмотрительная вырубка привела к тому, что березовые колки исчезают. Лесистость равна 12,4 %.
Отдел надзорной деятельности Калачинского района сообщает, что за 2014 год было зарегистрировано 15 лесных пожаров. Более 250 раз работники пожарной охраны выезжали на загорания сухой травы и мусора у леса. В сравнении с 2013 г , их было 6, количество лесных пожаров увеличилось в 2.5 раза. Поэтому так важно информировать население о вреде лесных пожаров и соблюдать технику пожарной безопасности, находясь в гостях у природы.
Практическая часть Я провел опыты на «Содержание кислорода в почве» Налил воду в стакан. Затем в него поместил небольшое количество почвы. При этом в воде появляются пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится кислород.
Провел опыт 2 «Определение пагубного действия огня на почву» Берем две емкости, наполняем их почвой. Высаживаем в них семена одного и того же растения. Почву в первой емкости оставляем без изменений, а вторую обжигаем на костре. После чего, обожженную землю помещаем в контейнер. Через 5 дней семена в первой емкости дали всходы, тогда как во второй всходов не появилось.
Вывод: огонь разрушает плодородный слой, в результате чего гибнут семена растений.
Мы провели анкетирование на «Изучение мнения школьников и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров.» Результатом анкетирования учащихся 5-11 классов нашей школы явились следующие данные:
По вине пожара в лесу, как считают учащиеся нашей школы, погибает много ценных пород деревьев, кустарников и полностью выгорает трава. Огонь разрушает местообитания многих животных, выгорают гнезда птиц. Загрязняется воздух угарным дымом. Наносится огромный вред в целом природе. 98 % учащихся относится отрицательно к лесным поджогам, а 2% безразлично, что уже настораживает.
Было высказано много предложений борьбы с лесными пожарами: опахивание территории вокруг леса, чтобы огонь с полей не смог проникнуть в лес, более высокие штрафы за поджог, ужесточение административного наказания, осуществлять более строгий контроль над поджогами.
Выводы и рекомендации. В результате изучения свойств почвы, действия на нее высоких температур, я выяснил, что пожары губительно действуют как на человека, так и на растительный и животный мир. В ходе проведения исследовательской работы, с поставленными перед собой задачами, я считаю что справился: Провел аналитический обзор литературы по теме; Проведенными опытами я подтвердил, что в почве находится кислород, который необходим для жизнедеятельности микроорганизмов и мелких животных. Также, я подтвердил, что огонь губительно действует на семена растений, которые находятся в почве. исследовал влияния действия огня на растительные организмы; Провел анкетирование и узнал мнения учащихся нашей школы, описал результаты в практической части своей работы. Создал памятку «Заповеди идущему в лес»
Наша задача – сохранить нашу землю от губительных пожаров, сохранить ее красоту и неповторимость! Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и мы должны сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой богатства.