Выполнена работа: Калиничевой Инной Ивановной, учителем географии высшей квалификационной категории МБОУ лицея №3 Г.Минеральные Воды
Структура реферата: Оглавление Введение Основная часть, разделенная на подразделы Заключение Список литературы Объем реферата 20-25 страниц
Школа будущего - школа проектов Проект многогранен, эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проект - это форма организации учебного процесса. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Исследовательская деятельность учащихся - целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется раскрытие исследовательского потенциала, способность к творческому поиску, сотрудничеству и самораскрытию. Учебно-исследовательская деятельность предусматривает: Самостоятельную работу ученика Организацию и руководство этой работой со стороны учителя Научное консультирование со стороны представителей науки
Виды учебно-исследовательской деятельности Устное сообщение по теме урока Реферат по теме без устного сообщения Реферат по теме с последующим выступлением на учебном занятии с компьютерной презентацией Реферат с последующим выступлением на Гимназических чтениях Учебно-исследовательская работа без доклада Учебно-исследовательская работа с докладом на гимназических чтениях, районных, городских и пр. конференциях ( с компьютерной презентацией) Интегрированная научно-исследовательская работа с представлением на конференциях различного уровня (с компьютерной презентацией)
Учебная исследовательская работа должна содержать: Вычленение проблемы Определение темы Постановку цели Формулирование задач Выдвижение гипотезы Выбор методов сбора и обработки фактического материала Проведение экспериментов Анализ полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы
Научное исследование и исследование учебное Цели Сущность (отличительные черты) Содержание деятельности Этапы Методы её проведения
2) поиск новых методов и способов деятельности Цели: Научное исследование и исследование учебное у учёного-исследователя: 1) поиск новых знаний, устанавливающих ту или иную истину в результате процедуры исследования; у учителя: развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности в процессе, максимально напоминающем научный поиск у учащегося: 1) поиск субъективно новых знаний (новых для конкретного учащегося) 2) поиск новых методов и способов деятельности
Проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности Внимание! Часто в практике школы используется термин «проектно-исследовательская работа». Его можно трактовать по-разному, в зависимости от структуры деятельности Внимание! Учебное исследование отличается от проектной работы
Проект («брошенный вперед» -лат) 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Виды проектов
главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера
проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми
ПО ОБЪЁМУ:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ Проблема проекта Почему? Актуальность Проблемы Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Создание продукта Как лучше? Поиск информации, создание продукта Результат Что получится? Ожидаемый результат (Продукт, Презентация)
Дизайн-петля-алгоритм проектной деятельности Шаг 1 Определение потребности 1. Исследование- дизайн-анализ существующих объектов 2. Обозначение требований к объекту 3. Выработка первоначальных идей 6. Планирование 4. Анализ идей 5. Выбор одной идеи 7. Изготовление 8. Оценка (рефлексия)
Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения) 1 вариант 2 вариант 3 вариант Исследование, которому посвящена большая часть времени, завершается проектом
Проектные умения Начало проекта Окончание проекта 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Ставить задачи 4. Выбирать методы и способы решения задач 5. Планировать работу 6. Организовать работу группы 7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др. 8. Выбирать вид конечного продукта проекта 9. Выбирать форму презентации конечного продукта 10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект 11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта