ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА Учитель географии АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» Федоров Павел Павлович
Цель урока: Сформировать основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения интересов могущественных государств; показать влияние международных отношений на изменение политической карты мира.План урокаПонятие ПКМФакторы развития ПКМИсторические этапы развития ПКМПроблемы развития современной ПКМПрогнозирование развития ПК ЕвропыСфера применения знаний в области ПКМВыводы по урокуДомашнее задание
Назовите 7 крупнейших стран по площади территорииРоссия;Канада;Китай;США;Бразилия;Австралия;Индия.
Укажите страны, которых нет в современном миреЯпония;Чехословакия;Швеция;Индонезия;Югославия;Речь-Посполитая;ВизантияКения
Какие исторические события оказали влияние на изменение территории нашей страны в XVI-XVIII вв.? Присоединение Казанского ханства;Присоединение Финляндии и Польши;Присоединение Новороссии и Крыма;Присоединение Сибири и Дальнего Востока;Распад СССР;
Какие исторические события оказали влияние на изменение территории нашей страны в XIX-XX вв.?Присоединение Польши и Финляндии;Присоединение Астраханского ханства;Присоединение Аляски;Продажа Аляски;Присоединение части Восточной Пруссии (Калининграда);Распад СССР.
Понятие ПКМПКМ — это географическая карта на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные городаТаким образом ПКМ - это историко-географическое понятие, так как политическая карта по сути является географическим отражением исторического процесса
Изменения на ПКМКоличественные Изменение политических границ в результате:Войн;Международных переговоров;Качественные . Смена политического режима в стране;2. Смена формы правления;3. Смена формы государственного устройства
Главной причиной изменений на ПКМ являлисьВОЙНЫ
Мотивы войнМотивы войнМатериальный (экономический)Политический (власть ради власти)ЭтническийКонфессиональныйРасовыйИдеологический
Исторические этапы формирования ПКМДревний (4 тыс. до н.э. – V в. н.э);Средневековый (V – XV вв.)Новый (XV-1914 г.)Новейший (1914 -1991 гг.)Современный (1991 – по ныне)Прогнозируемый (ближайшее будущее)
Древний этап (3-4 тыс. до н.э. – 476 г. н.э) Государства: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Индия, Древний Китай, Япония
Средневековый этап (V-XV вв)Возникают такие государства как: Священная Римская Империя, Византия, Англия, Франция, Испания, Швейцария, Киевская Русь, Хорезм, Золотая Орда и др.
Новый этап(XV в. – 1914 г.)Появление новых государств: Российская Империя, Речь-Посполитая, Османская империя, Австро-Венгерская империя, Империя Великих Моголов, США и др.Главная особенность этапа – деление всего мира на метрополии и колонии
Колониальные владения Испании и Португалии
Колонии Великобритании, Франции, Испании, Италии
Новейший этап(1914-1991)
Современный этап(конец 1980-х – по ныне)
Внимание! Проблема!Право нацийна самоопределениеПринцип территориальной целостности
Появление новых непризнанных и частично-признанных государств: Косово, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и др. (Существуют de-facto, но не de-jure);Появление новых непризнанных и частично-признанных государств: Косово, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и др. (Существуют de-facto, но не de-jure);Дискредитация системы международного права со стороны США и Великобритании. Ведение политики «двойных стандартов». Правовая коллизия между «Правом наций на самоопределение» и «Принципом территориальной целостности»
Области примененияполученных на уроке знанийДипломатияЮРИСТ «Международное право»ПОЛИТОЛОГИЯ
Выводы:ПКМ – это сложное историко-географическое явление, характеризующееся длительными и кровопролитными этапами становления;Основные этапы становления ПКМ примерно соответствуют главным историческим периодам развития человечества;Современная ПКМ продолжает меняться. Мировое сообщество так и не смогло полностью избавиться от войн, революций и политической борьбы за мировое господство;Анализируя особенности изменения ПКМ в прошлом можно условно прогнозировать её развитие в будущем;
Домашнее заданиеПереписать в рабочие тетради основные положения презентации и выводы по урокуРеферат на тему «Каким я вижу ПКМ в будущем» 2020 году2035 году2050 году
Используемые источники и рекомендуемая литератураУчебники, учебные пособия:Домогацких, Е. М., Алексеевский, Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. - Ч. 2. : Региональные характеристики мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2008. – 398 с.Фромберг, А. Э. Экономическая и социальная география для школьников и абитуриентов справочник. – М. : Издательство «Экзамен», 2011. – 413 с.Холина, В. Н. География. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн.1. – М. : Дрофа, 2008. – 319 с. Интернет-ресурсы:История Холодной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coldwar.ru/, свободный. - Загл. с экрана.Непризнанные и частично-признанные государства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Видео с аудиорядом:Карта Европы за 1000 лет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=oMI1QthJfjQ, свободный. - Загл. с экрана. Европа 2011-2060. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=D6z_Cl4YrxM, свободный. - Загл. с экрана.