Почвы и земельные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв Курганской области. 8 классУчитель: Кокшарова Т.Н.
Цели урока Образовательные:Усвоить знания об основных типах почв Курганской области, их плодородии и использовании в сельском хозяйстве;Объяснить суть проблем использования земельных ресурсов области;Оценить научный потенциал Т.С.Мальцева в развитие сельского хозяйства области; Развивающие:Составлять характеристику почв области, используя различные источники;Объяснять причины и последствия антропогенного воздействия на почвы области;Вызвать интерес к заданной теме, способствовать формированию навыков работы с различными источниками информации; Воспитательные:Формировать эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовности;Укреплять навыки взаимопомощи во время работы.
В.В.Докучаев: «почва не горная порода, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира»
В.В.Докучаев назвал чернозем «царь почв».Слова «Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России» Т.С.Мальцев « Плодородие почвы создают растения. Где нет растений, там нет и плодородия почвы.»
Главное свойство почв – плодородие
Оценка плодородия почв Главное свойство почвы – плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой.Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.Новые земли обычно более плодородны, чем земли занятые посевами, т.е. старопахотных.
Динамика содержания гумуса в почвах Курганской областиКак изменяется содержание гумуса в почвах области?Отчего зависит содержание гумуса? Как его повысить?
Поддержка плодородия почв Агротехнические мероприятия – распашка, боронование, внесение удобрений, внедрение севооборотов.Механическая обработка – распашка, в процессе которой почва переходит в комковатое состояние, что улучшает её структуру, регулирует водный и воздушный режим, уничтожает сорняки.
Способы обработки почвы ПахотаБоронование почв
Важность рационального использования и охраны почвы В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия.Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие, и его нужно поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.Потребность в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастает.В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.
Защита почв от эрозии Полезащитные полосы в Курган- ской областиПриовражная Поливполоса в Курган- дождеваниемской области
Влияние хозяйственной деятельности Различные виды хозяйственной деятельности приводят к порче и разрушению почв в угрожающих масштабах, образуя так называемые «бедленды» – плохие земли, возникающие в процессе неправильного обращения с почвами и напоминающие лунный пейзаж. Вредные вещества в почвах отрицательно сказываются на продуктах питания, которые употребляет человек.Необходимо устанавливать жёсткий контроль и разрабатывать комплексные меры по борьбе с загрязнением почв, восстанавливать их, рекультивировать.Шире использовать в с/х производстве мальцевские методы повышения плодородия почв и увеличение урожайности зерновых культур.
Выводы Почва – важнейший природный ресурс, который при длительном рациональном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается.Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной).Только при соблюдении этих правил человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.
Мое отношение к состоянию почв в нашей области
Новые слова урока Почвенное плодородиеМеханический состав почвСтруктура почвАгротехнические мероприятияПримитивная, экстенсивная, интенсивная системы земледелияМелиорация земельРекультивация
Домашнее задание Изучить текст учебника стр.61-67,знать новые слова. Составить 10 вопросов.