МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Кировской области Гостюхина Светлана Николаевна Учитель географии высшая категория cтаж педагогической работы 34 года E-mail: [email protected]
Почвенные ресурсы России Что бы вы хотели узнать по обозначенной теме урока? На какие вопросы получить ответы? Вам предлагаются следующие вопросы для изучения:
Цель урока Значение почв для жизни человека От чего нужно охранять почву? Что такое «эрозия» почвы? Ее причины. Главные противоэрозионные мероприятия. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвенные ресурсы. Сформулируйте личную цель урока и запишите в тетрадь.
Значение почв для жизни человека Своим существованием человечество обязано почве! Почему? 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли
Ценность почвы Производство продуктов питания Сырье для промышленности Экологическая роль Сложнейшие процессы обмена веществом и энергией
От чего нужно охранять почву? Легкоразрушаемый и практически невосполнимый природный ресурс Ветровая эрозия Водная эрозия Хозяйственная деятельность человека Эрозия – разрушение почв в результате хозяйственной деятельности человека
Причины развития эрозии Уничтожение древесной растительности Распашка площадей Нерегулируемый выпас скота Отсутствие противоэрозионной агротехники Ошибки в размещении культур Недостатки в хозяйственной организации территории
Задания: на основе работы с текстом учебника параграф 28, стр. 133, заполните схему: Главные противоэрозионные мероприятия
Роль мелиорации в повышении плодородия по чв 1. Выпишите понятие «мелиорация». 2. Каковы основные виды сельскохозяйственных мелиораций. 3. Какие науки играют важную роль для охраны и повышения плодородия почв? 4. В чем состоит главная задача географии? Каковы последствия непродуманной мелиорации почв? Для работы используйте текст учебника на стр. 134 – 135 параграфа 28.
Почвенно-земельные ресурсы Пашня – черноземы, серые лесные и темно- каштановые Подзолистые – массивы сенокосов На светло– каштановых, бурых и светло- бурых почвах, а также на горно -луговых почвах – пастбища.
География почвенных ресурсов
Мелиорация и ее виды Мелиорация – это совокупность мер, направленных на коренное улучшение почв, повышения плодородия с целью получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.
Виды мелиорации Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация? Проверьте себя по карте на стр. учебника 134, рис. 50.
Рекультивация почвС целью полного или частичного восстановления нарушенных или уничтоженных почв используется комплекс мер, направленных на их воссоздание. Заботу о воссоздании, таким образом, почв на долгое время их жизни берут на себя люди. Особенно страдают почвы в черте крупных городов, вблизи загрязняющих почвы предприятий и там, где нерационально ведется обработка почв.
Охрана почв1. Почему почвы необходимо охранять? 2. Каковы основные мероприятия по охране почв? 3. Почему человек изменяет почвы и в лучшую и в худшую сторону? 4. Каковы основные меры по охране почв?
Почвенные карты Отражают разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве. На картах, охватывающих большие территории, показывают обычно только типы почв. На картах отдельных хозяйств содержатся более разнообразные характеристики почв: типы и подтипы, их механический состав, степень эрозированности (на сколько смыт верхний горизонт почв), переувлажненности.
выводы Основные земледельческие районы России расположены в зонах смешенных лесов, лесостепи и степи. Основные типы почв России – тундрово-глеевые, подзолистые и дерново- подзолистые, серые и бурые лесные, чернозем и каштановые почвы. Мелиорация и рекультивация почв – основные мероприятия, направленные на улучшение свойств и поддержание и восстановления их плодородия.
Рефлексия Вернитесь к личной цели урока. Добились ли вы поставленной цели? Оцените свою деятельность продолжив одну из фраз: Сегодня на уроке мне было …. Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…. Сегодня я….. Мне было легко… Мне было сложно… О том, что я узнал (а), я расскажу….
Домашнее задание Параграф 28. Ответить на вопросы стр. 136 учебника. Устно проверить себя по вопросам на стр. 136 учебника «итоговые задания по теме». 4. Подготовиться в проверочной работе по изученной теме «Почвы».