Новосибирск Выполнила ученица 10 класса
Новосибирск Страна Россия Субъект федерации Новосибирская область Городской округ Новосибирский Координаты 82°55′00″ в. д. 82.916667° в. д. Координаты: 82°55′00″ в. д. 82.916667° в. д., 82.916667 Внутреннее деление 10 районов Глава Владимир Городецкий Основан1893 Прежние названия до 1895— Александровский до 1917 — Ново-Николаевский до 1925— Новониколаевск Площадь 503,1 км Высота центра 150 м Население 1 390 513 человек (2008) (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт - Петербурга) Флаг Герб
Административное деление города Современный Новосибирск подразделяется на 10 административных районов: Заельцовский Дзержинский Железнодорожный Калининский Кировский Ленинский Октябрьский Первомайский Советский Центральный
Географическое положение Новосиби рск (до 1925 года — Новоникола евск) — город в России, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, крупный научный, культурный, промышленный, транспортный и деловой центр, находится в 3303 километрах от Москвы. Город расположен на Приобском плато, примыкающем к долине реки Оби, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС. Новосибирск — крупнейшее муниципальное образование в России.
Климатическая зона Новосибирск находится в континентальной климатической зоне; среднегодовая температура воздуха +0,2 °C. Характерны большие колебания среднемесячных (38 °C) и абсолютных (88 °C) температур воздуха. Средняя температура воздуха в январе −18,8 °C, в июле +19 °C. Самая низкая температура зафиксирована 7 января 1915 года −51,1 °C , самая высокая +40 °C . Город расположен на пересечении лесостепной и лесной природных зон.
Часовой пояс Новосибирск, как и вся Новосибирская область, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как (OMST/OMSST). Смещение относительно UTC составляет +6:00 (OMST, зимнее время) / +7:00 (OMSST, летнее время, так как в этом часовом поясе действует переход на летнее время. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3. До начала 1990-х Новосибирская область находилась в четвертом часовом поясе, что приводило к интересному эффекту: время полета из аэропорта Толмачёво до Москвы составляло 4 часа, поэтому взлет и посадка происходили в одно и то же местное время. До начала 20-х годов, Левобережье (тогда только Кировский район) и Правобережье находились в разных часовых поясах.
История Сведения о существовании на территории современного Новосибирска «новоселебной» деревни еще в конце XVI века содержатся в документах первых алтайских горнорудных предприятий. Оказалось, что некоторые рабочие были выходцами из этого селения — они писали в анкетах данные, которые не оставляют места для сомнений в том, что его закладка состоялась в 90-х годах XVI века. Таким образом, деревня, о которой идет речь, была едва ли не самым первым невоенным поселением колонистов из Московского Государства в стране «белых калмыков» — Телеутском улусе, охватывавшем тогда большую часть Верхнего Приобья.
История Поселенцы (предположительно — подгорние крестьяне Кукарской слободы Спасского прихода Казанского уезда — ныне г. Советск) выстроили деревню в одну улицу на левом берегу Оби (современный Кировский район Новосибирска) и начали развивать торговые контакты с «белыми калмыками». Торжище «москвитов», вероятно, выступало в роли свободной зоны на территории Телеутского Улуса, так как с хозяевами этой земли Москва имела весьма сложные отношения: с одной стороны существовал союзный договор, с другой стороны то и дело выспыхивали пограничные конфликты, переходившие в военные действия. Вероятно, казакам и телеутам требовалось место, где можно было провестии переговоры и обменяться «аманатами», то есть рабами (работорговля в Сибири была официально запрещена Петром только в 1726 году). Так могло продолжаться до 1713 года, когда начался массовый исход в Джунгарию (ныне северная Монголия) всей военно-аристократической элиты телеутов. В итоге Верхнее Приобье оказалась предоставленным самому себе, так как Телеутский улус как государство загадочных «белых калмыков» попросту перестал существовать.
История К началу массовой колонизации деревня на берегу Оби уже имела официальное название: Кривощековская — по кличке Кривощек, какую получил основатель этого поселения Федор Креницын, когда на его лице появился сабельный шрам.. Напротив Кривощековской деревни, на правом берегу Оби (рядом со станцией метро «Октябрьская» современного Новосибирска), в те времена стояла большая крепость местного племени Цаттыр (чатов), которая вошло в российскую историю на столетие раньше, чем Кивощековское поселение. В этой крепости 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Окончательно разбитый накануне воеводой Воейковым (битва произошла «в двух днищах» вверх по Оби — на месте нынешней Новосибирской ГЭС) хан Кучум некоторое время скрывался здесь от погони. Согласно преданию, последняя ханская ставка была местом, где престарелый Кучум принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским царством (нынешняя территория Тюменской области). Так корона Сибирского царства перекочевала в герб Московского Государства — в 1628 году она найдет свое место над двуглавым орлом рядом с коронами Казанского и Астраханского ханств, ознаменовав тем самым рождение гигантского евразийского государства в том виде, в каком оно дошло до нас.
История Останки этой крепости дожили до прихода мостостроителе, а во времена начала колонизации Верхнего Приобья укрепленный город обского племени Цаттыр долго оставался фактором, сдерживающим заселение правого берега Оби. Поэтому активность русских переселенцев проявилась, главным образом, на противоположном — левом берегу. Не случайно именно здесь, к концу XVIII века, числилось 37 названий сел, деревень и хуторов (всего 636 дворов), которые располагались так компактно, что официально именовались Кривощековской слободой. Фактически это была вся территория современного левобережья Новосибирка. Поворотный этап развития этого поселения был связан с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский; действительный статский советник, генерал В. И. Березин и командир изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать в МПС линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определенно место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское
История Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 г. во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось. 30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-мостостроителей. Свой поселок они построили на свободном правом берегу, там же позднее выросла железнодорожная станция «Обь». 28 декабря 1903 года в рескрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав).
История Судьба Ново-Николаевска могла бы стать похожей на десятки российских городов, которые таким же образом выросли из станционных поселков на пересечении больших рек и Великой Сибирской железнорожной магистрали, но вмешался случай. В Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но В. И. Жернаков, городской голова Ново-Николаевска, в течение трех лет всеми средствами пытался убедить Имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошел Высочайшее утверждение и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом. В Ново-Николаевске начался невиданный экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги «Ново-Николаевск-Семипалатинск» еще только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня Святого Николая, которая была торжественно открыта в 1914 году на главной улице как точный географический центр страны. На тот момент территория Российской Империи была самой обширной за всю историю ее существования.
История Государственный переворот в России и последовавшая за ним Гражданская война почти уничтожили процветавший город. Некогда тайно собиравшиеся на поляне в пригородном лесу (ныне площадь Калинина в Новосибирске) новониколаевские большевики вряд ли ожидали, что революция принесет такую разруху. В 1920 году в Ново-Николаевске не работали почти все государственные учреждения, включая железную дорогу. Царил голод. Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство СССР с 13 июня 1921 года сначала превращает Новониколаевск в центр Новониколаевской губернии, куда из Омска переводятся все губернские структуры, включая редакцию газеты «Советская Сибирь», а потом, в 1925 году, — всей Сибири, создав для этой цели новую административную структуру Сибирский край, которая на 10 лет вберет в себя практически все зауральские губернии. 12 февраля 1926 года в Москве будет подведен итог дискуссии по новому названию города. Постановлением ЦИК СССР будет утверждено решение Краевого съезда Советов о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск.
История Очередным судьбоносным решением в истории Новосибирска стал визит в 1936 году маршала М. Н. Тухачевского, волей которого самое крупное тогда предприятие Новосибирска завод «Сибмашстрой», где выпускались льнотрепалки и насосы, сменило профиль, директора и название. Оно было преобразовано в «предприятие авиационной промышленности № 153», став таким образом первым в мире заводом по выпуску истребительной авиации. Дело в том, что завод создавался для массового производства только одной модели конструктора Поликарпова: И-16, который сегодня считается первым в мире истребителем, так как впервые в истории мирового авиастроения совместил в себе моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Завод, получивший в 1939 году право называться именем В. П. Чкалова (И-16 называли «самолетом Чкалова» за то, что Чкалов его сам испытывал, и сам остаивал перед Сталиным как родоначальника нового вида боевой авиации), в годы Великой Отечественной войны стал одним из основных поставщиков истребительной авиации. В 1944 году из Новосибирска на фронт уходило по 17 истребителей в сутки, хотя более половины работавших на Чкаловском заводе составляли 14-16-летние подростки из пригородных деревень. Они трудились в условиях жесточайшей дисциплины за 700 граммов хлеба в день — таково цена девиза «Полк в сутки», с которым Новосибирск вошёл в историю Второй мировой войны.
Победу 1945 года город Новосибирск встретил сильно изменившимся — будучи в начале войны 400-тысячным тыловым городом, он принял 128 тысяч коренных жителей блокадного Ленинграда. Одновременно на берегу Оби получили прописку 50 ленинградских предприятий и учреждений. Став на четверть Ленинградом, сибирский город авиастроителей перенял многие культурные и эстетические традиции Северной Пальмиры. С этого времени берет начало и идея создания в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР. Она была воплощена в жизнь в 1957 году, после того как руководитель страны Н. С. Хрущев одобрил план трех крупнейших советских ученых: «отца» противотанковых кумулятивных снарядов М. А. Лавреньтьева, физика-атомщика С. Л. Соболева и самого именитого из всех троих академиков, физика-механика С. А. Христиановича. На окраине Новосибирска, по мысли этих выдающихся научных деятелей, был возведен Академгород, который стал Дельфами современной академической науки. Сегодня здесь лучшие в мире исследовательские школы, благодаря которым новосибирцы стали основоположниками математического конструирования генетических систем, географического моделирования, новой концепции первоначального заселения человеком Евразии и многого другого с рефреном «впервые в мире».
Эвакуированное население повлияло не только на развитие науки и исскуства, но и на общую демографическую ситуацию — 2 сентября 1962 года в Новосибирске был официально зарегистрирован миллионный житель. Новосибирск до сих пор остается единственным миллионником в мире, где среднегодовая изотерма может опускатьcя до отметки ниже нуля. В августе 1972 года в Новосибирске побывал с визитом Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. В разговоре с ним Первому секретарю Новосибиркого обкома партии Ф. С. Горячеву удалось доказать необходимость скорейшего строительства Новосибирского метрополитена — первого в Сибири. Во время проектирования будущего сооружения главный инженер проекта К. Виноградов и архитектор С. Цыганов предложили мостовой переход через Обь на 14 опорах — так состоялось рождение самого длинного метромоста в мире. Официальный пуск Новосибирского метрополитена состоялся в конце декабря 1985 года. В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а в 2000 году указом президента РФ Владимира Путина был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был назначен Новосибирск.
Транспорт Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный», один из самых крупных в стране, является архитектурной достопримечательностью города. Согласно архитектурному замыслу, его здание воспроизводит форму старинного паровоза. Новосибирск является крупным железнодорожным узлом. Своим рождением он обязан строительству Транссибирской магистрали в 1893 году Сегодня, кроме Транссиба, в Новосибирске сходятся железные дороги алтайского (турксиб, движение открыто в 1913 году) и кузбасского (построена в 1930-х, включает в себя второй «КИМовский» железнодорожный мост через Обь и крупнейшую сортировочную станцию Инская) направлений.
Транспорт В городе имеется три аэропорта: Толмачёво, Северный(Городской), Ельцовка] Автобусные (см. новосибирский автобус) пассажирские перевозки в городе были впервые организованы в июле 1923 года, в декабре 1957 пущены первые троллейбусы В 1934 году в Новосибирске было открыто трамвайное движение (см. новосибирский трамвай. В 2006 году Новосибирске действует 4 троллейбусных и 2 трамвайных депо, 4 муниципальных предприятия пассажирского автотрнансопрта. Протяженность линий трамвая составляет 165 км, троллейбуса — 267 км. По официальным данным, в городе действует 18 трамвайных и 20 троллейбусных маршрутов. Интересно, что после снятия в 1992 году рельсов с Октябрьского моста левобережная и правобережная сети трамвая не сообщаются между собой. Новосибирск — первый город в Сибири, в котором был пущен метрополитен (в декабре 1985). В настоящее время работают две его линии, состоящие из 13 станций. Часть электропоездов оборудована телевизорами, транслирующими развлекательные и информационные видеоролики для пассажиров метро. Знаменит крытый метромост через Обь , длина которого вместе с береговыми эстакадами превышает 2 километра, что является мировым рекордом. .
Наука и образование Всемирную известность Новосибирску принёс Новосибирский Академгородок, на территории которого расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа НГУ, Институт исследований патологии кровообращения. Недалеко от Новосибирска, в наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». В поселке Краснообск расположено Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. Всего в Новосибирске 47 высших учебных заведений. Из них 14 университетов, 23 института, 10 академий. Самым крупным вузом является Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), в котором одновременно обучается более 22 тысяч студентов.
Школы А. Д. Крячкова В 1909-1912 гг. Новониколаевск обогатился 13 учебными каменными зданиями, построенными по проектам А.Д. Крячкова. Вопрос о школах всегда стоял остро в Новониколаевске. В 1908 году в нем было 14 начальных училищ, 12 из которых находились в ведомстве Министерства народного просвещения, а 2 — в ведомстве Святейшего Синода. Это были двухклассные училища и церковно-приходские школы (отдельные для девочек и для мальчиков) и одно смешанное училище. Из детей школьного возраста около 1160 (около 35%) не могли посещать школу. Газета «Сибирская жизнь» в 1906 году писала: «Мужское железнодорожное училище на станции Обь переполнено так, что при настоящем помещении не может делать приема в наступающем учебном году, а детей школьного возраста за бортом училища у служащих от 150 до 200. Впереди отчаянная школьная голодовка». Все существовавшие в городе школы (кроме строящегося реального училища) находились в деревянных зданиях, а ряд из них размещался в частных домах. Обское железнодорожное училище по ул.Владимировской. Новониколаевск. (не сохранилось)
Школы А. Д. Крячкова Школа №19 ул.Самарской (ул. 9 Ноября). Новониколаевск 24 мая 1910 года городская управа в лице городского головы В. И. Жернакова заключила с А. Д. Крячковым договор, в котором он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Новониколаевским управлением в городе Новониколаевске каменных зданий — базарного корпуса и тринадцати городских школ... базарный корпус строится на Базарной площади, а школы размещаются в разных частях города, по указанию городского управления». Андрей Дмитриевич принимал на себя «всю ответственность за техническую правильность» возводимых под его «наблюдением» построек, «ответственность за качество материалов». Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета еще в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. рублей, в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году.
Школы А. Д. Крячкова На эти средства было решено построить 12 городских школ различной вместимости. По полицейской переписи от 25 января 1910 года число жителей Новониколаевска составляло 52695 человек. При среднем приросте населения на 6% в год ориентировочное число жителей на 1911 год составило бы 59000 человек. Расчет количества детей школьного возраста четырех возрастных групп от 8 до 11 лет был взят в 7% (для городов), это составило 4130 человек. Из них, по данным городской управы, школьной сетью начального обучения должно было быть обеспечено 3776 человек. Строительство намеченного числа школьных зданий вполне удовлетворяло этому расчету даже при односменных занятиях в них. По условию, под которое давалась ссуда из Петровского фонда, строительство должно было осуществиться в рекордно короткие сроки — за два строительных сезона Школа №12 по ул. Александровской (Серебренниковская). Новониколаевск
Школы А. Д. Крячкова Городская управа Новониколаевска была вынуждена заняться школьным строительством. Этого настоятельно требовала сама жизнь молодого города, экономически уже конкурирующего со старыми городскими центрами Западной Сибири. Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета еще в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. рублей, в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году. Школа №9 по ул. Кабинетской (Советской). Новониколаевск
Школы А. Д. Крячкова Школа на Андреевской площади (ул.Сибирская). Новониколаевск Примечательной была схема размещения школ в плане Новониколаевска, определенная городской управой. Большинство школ (9 из 12) были построены на углах кварталов и поэтому хорошо просматривались с больших расстояний по многим улицам города. Школы, со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом, контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций.
Школы А. Д. Крячкова Все школьные здания имели по две лестничных клетки, расположенные в огнестойких конструкциях (кирпичных стенах). На металлические косоуры были уложены железобетонные ступени, огражденные металлическими коваными решетчатыми ограждениями. Одна из лестничных клеток, с широкими и пологими лестничными маршами, была главной, другая — служебной (эвакуационным «запасным» выходом). К запасным лестничным клеткам примыкали санитарные узлы и гардеробные. Все школы были хорошо благоустроенны: при отсутствии общегородского водопровода и канализации в них был внутренний водопровод и система центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной из Варшавы. Ко всем зданиям были пристроены одноэтажные квартиры для заведующих училищами. Одни школы были выстроены полностью из кирпича, другие — с кирпичными стенами, но с отштукатуренными элементами и деталями, такими, как карнизы, оконные обрамления, русты нижнего этажа и башенные объемы лестничной клетки. Многие сибирские зодчие (К. Лыгин, Ф. Гут, Г. Розен) вслед за петербургскими и московскими архитекторами (В. Шретером, И. Китнером и др.) применяли кирпич без оштукатуривания его как строительного материала, обладающего хорошими прочностными качествами, красивым цветом я пластической выразительностью в конструкциях.
Школы А. Д. Крячкова Постройки А. Д. Крячкова привлекают своей правдивостью. Зодчий свободно компанует объемы, выявляя внутреннюю структуру здания, назначение отдельных его частей. Даже при беглом наружном обзоре четко смотрится, как основной, тот объем, где расположены классные комнаты. Размеры окон, их ритм и декоративное обрамление объединяют эту часть в одно целое. Четко выделены большой высотой и выступом по отношению к плоскостям фасадов главные лестничные клетки, подчеркивающие вход в здание. Тому же назначению, выделить входной блок, служат башенки, которыми завершаются лестничные клетки (в них находились баки для воды), с шатровыми или изящной и сложной формы купольными покрытиями, и сплошные ленты остекления лестниц, порталы с овальными нишами и разные у каждого здания детали украшений входов. Служебные лестничные клетки с линией крыши, повторяющей уклон марша, и узкими, ступенчато расположенными окнами, чаще всего примыкают к основному зданию под прямым углом. Жилая часть здания во многих школах оставлена одноэтажной. Эта свободная, но всегда практически оправданная, игра объемов разной высоты и этажности с асимметричным выделением входной части как композиционного центра придает этим зданиям индивидуальность и своеобразие. Здесь стилевые основы модерна нашли себе применение, как в общем планово-объемном построении, так и в сдержанном декоре сооружений.
Культура Одной из культурных достопримечательностей, Новосибирска являются театры, среди которых наиболее известным считается Оперный театр ставший одним из символов Новосибирска. Он был основан в 1922 году, его здание строилось с 30-х годов, закончено в 1945 и является крупнейшим в России. В 2004—2005 гг. он прошёл масштабную реконструкцию. Перечень театров Новосибирска: Театр оперы и балета, Драматический театр «Старый Дом», Молодёжный театр «Глобус», Новосибирский драматический театр «Красный факел», Драматический театр под руководством Сергея Афанасьева Новосибирский театр музыкальной комедии, Новосибирский областной театр кукол, Новосибирская государственная филармония, Театр, «Дом актёра».
Зоопарк К культурным достопримечательностям города можно отнести Новосибирский зоопарк, расположенный на территории Заельцовского лесопарка. Расположение на территории соснового бора являтся уникальным случаем среди всех зоопарков мира. В нём содержатся 11000 особей животных 635 видов, в том числе редкие и исчезающие, занесённые в Красную Книгу. Животные содержатся в просторных вольерах и часто дают потомство. В зоопарке собрана одна из богатейших в мире коллекций кошачьих и куницеобразных. Некоторые виды (аргали, лигр, львиный тамарин, такин и некоторые другие) не содержатся больше ни в одном из зоопарков России и СНГ. Особей кавказского леопарда нет ни в одном зоопарке мира, кроме новосибирского
Музеи Новосибирская картинная галерея содержит обширное собрание живописи, графики, иконописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и литья. В Новосибирске работает государственный краеведческий музей (основан в 1920 году), имеющий две экспозиции — историческую и природоведческую . Музей казачьей славы — открылся в Новосибирске. В экспозиции представлены элементы казачьего быта и уклада, традиционная казачья войсковая амуниция, одежда и вооружение, фотодокументы о деятельности казачества, исторические казачьи награды и награды воинов, погибших в локальных войнах]. Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина расположен между станцией Сеятель железной дороги Новосибирск-Бердск . В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири. Кроме того, в коллекции музея есть автомобильная часть: имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.
Интересные факты До начала 20-х гг. XX в. в Новосибирске время исчислялось сразу по двум часовым поясам (левый берег относился к пятому часовому поясу, правый — к шестому), так что на правом берегу Оби утро начиналось на час раньше. В конце 30-х годов были закрыты все церкви на территории области, кроме единственной — Успенской кладбищенской церкви в Новосибирске. В Новосибирске есть улицы Галилея, Коперника, Моцарта, Ньютона] и Шекспира. В Академгородке имеется также улица Ионосферная. В Новосибирске улица Планировочная одновременно и параллельна, и перпендикулярна сама себе и образует два перекрёстка сама с собой. Знаменитый гипнотизер и предсказатель Вольф Мессинг жил в Новосибирске в 1943-44 гг. Первая в России компьютерная сеть Фидо появилась в 1990 году в Новосибирске[. В 1993 году в Кировском районе Новосибирска на улице Петухова был установлен плакат с лозунгом: «Да здравствует то, благодаря чему мы - несмотря ни на что!» В 2006 году был снят первый полнометражный художественный фильм, действие которого происходит в Новосибирске, — молодежная комедия «Неделя до расплаты». 1 августа 2008 года Новосибирск стал основным наблюдательным пунктом т. н. «русского» полного солнечного затмения]. По результатам всероссийского конкурса на звание «Самого благоустроенного города России» за 2007 год Новосибирск занял первое место в категории «города являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации». Площадь Калинина в Новосибирске является центром не Калининского района, а Заельцовского, а Площадь Ленина, соответственно, центр Центрального района, а не Ленинского. На улице Пушкина не осталось ни одного дома хотя сама улица всё ещё существует. Это результат постепенной застройки города современными зданиями, для чего сносятся старые деревянные дома
Спасибо за внимание!