Муниципальное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области МуравьиВыполнил: Чернышев Вадим7 класс Руководитель: Смирнова Татьяна Валерьевнаучитель биологии
Цель работы: выяснить особенности муравьёв, муравейника и значение муравьёв для экосистемы. Задачи:- описать особенности строения муравьёв, проживающих в лесном биоценозе;выявить особенности муравейника; изучить кормовые дорожки муравьёв;-выявить значение муравьёв для экосистемы.
Объект исследования Муравей рыжий лесной (Formica rufa Linnaeus) Тело его состоит из подвижно сочлененных между собой отделов – головы, груди, и брюшка. Рассмотрели грудь. Рассмотрев ноги, нашли бедро, голень и лапку. Особи длиной около 7-14 мм, красно-бурого цвета, имеют крупную голову, половину брюшка занимает кислая ядовитая железа, окружённая мощным мускулистым мешком.
Схема гнезда рыжих лесных муравьёв
Характеристика почвы
Показатели исследования
Кормовые дорожки муравьёв
Выводы Природа открыла нам много интересного из жизни муравьев. Мы узнали, как и из чего строятся муравейники, каковы условия обитания муравьев, какие взаимоотношения складываются внутри муравейника. Научились проводить наблюдения за муравьями, следить за движением муравьев по дорожкам, выяснили их роль в природе. Значение муравьев в природе и жизни человека огромно: они участвуют в распространении семян, за один день муравьиные колонии может уничтожить один килограмм насекомых; велика их роль в почвообразовании – проделывая ходы под землей, муравьи способствуют проникновению в почву воды и воздуха, необходимые растениям, участвуют в возобновлении леса. Установлено, что если бы леса остались бы без муравьев, то урон, нанесенный вредителями мог бы сравниться с пожаром.
Перспективы 1. Выяснить, как муравьи регулируют температуру в куполе гнезда. 2. Как муравьи находят добычу, почему данная территория способствует увеличению количества муравейников. 3. Провести учёт и взять под охрану муравейники, которые ещё не учтены. 4. Вести активную разъяснительную работу среди населения по сохранению данной территории.
Список литературы 1. Большая энциклопедия знаний/ Пер. с англ. Бельченко И.К,Кузнецовой А.И.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 20082.Колвин Л, Спиэр Э.Живой мир. – М.: РОСМЭН, 20063.Лагутенко О.И.Естествознание с основами экологии. Экскурсии в природу.-СПб.: Просвещение, 20064. Травникова В.В.Биологические экскурсии.- СПб.: Паритет,2002