Урок географии в 6 классепо теме:"Ветер"
По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем? Что такое атмосфера? Из чего состоит атмосфера? Какая оболочка является «фабрикой погоды»? Что ещё мы знаем об атмосфере? Как и на сколько изменяется давление? Какое атмосферное давление является нормальным?
Что это?Без рук, без ногА дерево гнет. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. Цели урока:Получить понятие «ветер», узнать причины возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров. Научиться строить графики розы ветров.
Упражнение 1Определите: а)повышается или б)понижается атмосферное давление:1. С увеличением высоты.2. С опусканием в глубокую шахту.3. С повышением температуры воздуха.4. С понижением температуры воздуха.Упражнение 2Выберите в примерах, где будет более высокое давление:Ночью летом: 1) над сушей 2) над моремДнем летом: 3) над сушей 4) над моремЗимой: 5) над сушей 6) над моремЛетом: 7) над сушей 8) над моремВыберите в примерах, где давление будет меньше:Летом над сушей: 1) ночью 2) днемЛетом над морем: 3) ночью 4) днем Над морем: 5) зимой 6) летом Над сушей: 7) зимой 8) летом
Проверь себя:Упражнение 1Атмосферное давление:С увеличением высоты понижаетсяС опусканием в глубокую шахту понижаетсяС повышением температуры воздуха понижаетсяС понижением температуры воздуха повышаетсяУпражнение 2Высокое давление: Давление будет меньше: Ночью летом: над сушей Летом над сушей: днем Днем летом: над морем Летом над морем: ночьюЗимой: над сушей Над морем: зимой Летом: над морем Над сушей: летом
Вывод: чем сильнее нагрета земная поверхность, тем больше от неё прогревается воздух, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому теплый воздух поднимается вверх, а в этой области образуется зона пониженного давления, а над холодной, наоборот, зона повышенного давления. И воздушные массы начинают перемещаться из повышенного давления в зону пониженного давления. Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении, из области повышенного давления в область пониженного.
Виды ветров Цель: определить черты сходства и различий в образовании ветровДневной бриз дует с моря на сушу
Ночной бриз дует с суши на море
Образование муссона Используя схемы, объяснить механизм образования муссона
Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в год - летом дуют с океана на сушу - зимой с суши на океан.
Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссон и бриз”.
Направление и сила ветра Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Установите соответствие, определите, какой дует ветер?I - северный I - с севераII - северо–восточный II - с юго – востока III - восточный III - с юго - западаIV - юго–восточный IV - на юго - западV - юго–западный V - с северо - западаVI - южный VI - на западVII- западный VII - на северVIII- северо-западный VIII- на восток IX - на северо - восток X - на северо - запад
Проверь себя:I – 1II – 4III – 6IV – 10V – 3 VI – 7 VII – 8VIII – 5
В перечисленных ниже пунктах дано название ветра, его сила в баллах:Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны, дым поднимается вверх вертикально.2. Слабый ветер (1 -2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят.3. Умеренный ветер (3 – 4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев.4. Сильный ветер (5 - 6 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.5. Крепкий ветер (7 -8 баллов). Качаются стволы деревьев.6. Штормовой ветер (9 – 10 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.7. Жесткий шторм, переходящий в ураган (11 – 12 баллов). Ветер производит большие разрушения: срывает крыши, вырывает деревья с корнями.
Сегодня старый ясеньСам не свой,-Как будто страшный сон его тревожит: ветвями машет, шелестит листвой,А почему, - никто сказать не может… С.Я.Маршак
Буря воет в саду, буря ломится в дом,Я боюсь, чтоб она не сломилаСтарый дуб, что посажен отцом,И ту иву, что мать посадила… Н.А.Некрасов
….Тиха украинская ночьПрозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСеребристых тополей листы… А.С.Пушкин
Трещит мороз, шумит метель:Вершиною качает ель. М.Ю.Лермонтов
Горные вершины Спят во мгле ночной,Тихие долиныПолны свежей мглой:Не пылит дорога,Не дрожат листы… М.Ю.Лермонтов
Как большой ветерНапал на наш остров!С домишек сдул крыши,Как с молока пену… Н.Матвеева
Вспоминал я, как в зимнем бору,Без ветвей от макушек до пят,Чуть качаясь в снегу на ветру,Корабельные сосны скрипят… С.Я.Маршак
Практическая работа Задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и определите, какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре, марте.
Закрепление полученных знаний:Тест по теме "Ветер"Ветер это- Вертикальное перемещение воздухаГороизонтальное перемещение воздухаВ чем причина возникновения ветра?Разница в давленииРазница в температуреРазница в увлажненииБриз это ветер-Дующий с моря на сушу, с суши на мореДующий в горахДующий в пустыне СахараВ каком случае ветер бывает сильнее? Давление над сушей 758 мм, над морем-760Давление над сушей 755 мм, над морем - 752Направление и сила ветра определяется прибором-БарометрФлюгерГигрометрГрафик "розы ветров"- это график, показывающийПреобладающие ветра, за определенный промежуток времениПреобладающие температуры, за определенный промежуток времениУвеличение местности Если 7 баллов, Вам - "5". Если 5-6 баллов, Вам - "4". Если 3-4 балла, Вам - "3". Если 0-2 балла, Вам - "2".