Многообразие стран современного мира. Учитель Центра образования «Олимп» Москомспорта Игнатова В.В.
Цель урока: Сформировать основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения интересов могущественных государств; показать влияние международных отношений на изменение политической карты мира.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Этапы формирования политической карты 2. Количество и группировка стран. 3. Типология стран. 4. Экономически высоко развитые страны. 5. Развивающиеся страны. 6. Страны с переходной экономикой.
Этапы формирования политической карты мира Древний (до V в. н. э.) возникновение и крушение первых государств. Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи. Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы Современный (вторая половина ХХв –современный период)
Понятие ПКМ ПКМ — это географическая карта на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города Таким образом ПКМ - это историко-географическое понятие, так как политическая карта по сути является географическим отражением исторического процесса
Страна, государство – главный объект политической карты мира. В начале ХХI века общее число стран и территорий на политической карте мира достигает примерно 230.
Задание 1. (записать в тетрадь) На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь. 7 самых больших стран по площади стран мира, 5 микрогосударств. 10 стран с численностью населения более 100 млн.человек. 5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов. 10 сухопутных стран.
Задание 2. Найдите эти страны на политической карте. Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен. Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик. Латинская Америка: Гаити.
Задание 3. Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой». Какие страны относятся к этой группе?
Ответ Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают Россия, Украина, Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.
Укажите страны, которых нет в современном мире Япония; Чехословакия; Швеция; Индонезия; Югославия; Речь-Посполитая; Византия Кения
Домашнее задание 1. Тема № 1, параграф 1. 2.Отметить на к)карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран). 3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы». 4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).
Используемые источники и рекомендуемая литература Учебники, учебные пособия: Домогацких, Е. М., Алексеевский, Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. - Ч. 2. : Региональные характеристики мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2008. – 398 с. Фромберг, А. Э. Экономическая и социальная география для школьников и абитуриентов справочник. – М. : Издательство «Экзамен», 2011. – 413 с. Холина, В. Н. География. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн.1. – М. : Дрофа, 2008. – 319 с. Интернет-ресурсы: История Холодной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coldwar.ru/, свободный. - Загл. с экрана. Непризнанные и частично-признанные государства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Видео с аудиорядом: Карта Европы за 1000 лет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=oMI1QthJfjQ, свободный. - Загл. с экрана. Европа 2011-2060. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=D6z_Cl4YrxM, свободный. - Загл. с экрана.