Урок географии в 6 классе по теме: «Реки» Выполнила: учитель географии МОУ «Карсинская СОШ» Безносова Е.И.
Установите соответствие
Проверь себя: Ответы: 1. З; 5. Ж; 2. Е; 6. Б; 3. Д; 7. В; 4. Г; 8. А.
Учебно-воспитательные цели: Объяснить понятия: «река», «долина», «пойма», «русло», «исток», «устье», «речная система»,»бассейн», «водораздел». Научить описывать строение реки Научить определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы, водоразделы по карте Познакомить с наиболее крупными реками мира и России
Крупнейшие реки мира
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Рек в России более 200 тысяч. Каждая река имеет свое начало. Ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в в русле, называется истоком. Истоки бывают разные: болото, озеро, подземные воды, ледник в горах и т.д.
Строение реки Направление течения реки. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем. Задание: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек. Впадая в реку, другая река становится притоком. Задание: Найдите на карте и назовите притоки Волги.
Правило определения правого и левого притока 1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению); 2. Если река впадает справа – это правый приток. 3. Если река впадает слева – это левый приток. Задание: 1. Каким притоком у Волги является река Кама? 2. Каким притоком у Оби является Иртыш?
Бассейн реки Лена
Реки
Равнинная река и поперечный профиль ее долины
Горная река и поперечный профиль ее долины
Пороги и схема их строения
Водопад и схема его строения
Ниагарский водопад - Один из самых мощных на Земле. На Земле около 20 водопадов высотой более 100м; Характеристика Ниагарского водопада: 1. Наибольшая высота 51 м; 2. Ширина почти 1,5 км; 3. Вытекает из Великих американских озер; 4. Водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1м в год.
Проверь себя 1. Укажи на каком рисунке (А или Б) река течет в направлении с С на Ю? 2. На каком рисунке (А или Б) рельеф ниже на С, чем на Ю? 3. Укажи номера всех источников на рисунке Б. 4. Укажи номера всех устьев на рисунке А. 5 Укажи номера всех правых (левых) притоков. 6. Запиши, что обозначает №11? 7. Укажи номер бассейнов. 8. Укажи номера речных систем.
Ответы 1. Укажи на каком рисунке (А или Б) река течет в направлении с С на Ю? (А) 2. На каком рисунке (А или Б) рельеф ниже на С, чем на Ю? (Б) 3. Укажи номера всех источников на рисунке Б. (13,14,15) 4. Укажи номера всех устьев на рисунке А. (2,8,7) 5 Укажи номера всех правых (левых) притоков. (правые -18,10; левые – 19,9) 6. Запиши, что обозначает №11? (Водораздел) 7. Укажи номер бассейнов. (6,5) 8. Укажи номера речных систем. (20,21)
Домашнее задание п. 30, выучить основные определения темы и правило определения правого и левого притока, вопрос №4 и № 6 стр95. Вопрос №4: Определите по два правых притока: а) Енисея; б) Амура. Вопрос №6: На контурной карте подпишите реки, указанные в тексте параграфа. Красным карандашом обведите границы бассейнов этих рек.