История Древнего Казахстана в письменных источниках. Задачи урока:Обобщить и углубить имеющиеся представления о письменных источниках по истории Древнего Казахстана.Воспитывать интерес к изучению древней истории Казахстана.Продолжить формировать умение работать с учебником, уметь выделять главное, работать с терминами.
Исторический источник предмет, несущий в себе сведения о прошлом.
Классификация исторических источников Исторические источникиВещественные:орудия труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшениеУстные - фольклор:былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др.Лингвистические:данные языкаПисьменные:Актового характера: юридические нормы, постановления, договоры, законы и др.Описательного характера:Летописи, дневники, письма, описания, жития и др.
Выделите из приведенного перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу «Исторические источники».Рисунок в пещере; скелет человека; потухший вулкан; рассказ участника минувшей войны; кости доисторического животного; письмо, написанное на глиняной табличке; древний храм; высохшее русло реки; текст закона на камне; монета; черепки посуды; разрушенная крепость; название города; пуговица; берестяная грамота.
Загадка.Белая пашня, Черное семя, Кто умеет, Тот его сеет, Кто знает, Тот отгадает.
Кроссворд «На чем писали люди в древности? » По горизонтали:1. Самый популярный материал для письма.2. Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нем писали тушью. 3. На чем писали в Древнем Египте.4. Самый древний и долговечный «писчий» материал.5. «Погодите, я напишу два слова на ... — а то бумаги у меня нет», — сказала старая лапландка (Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева»),6. Всего несколько столетий назад книги еще писали на .., изготовленном из кожи животных.8. Если ты правильно решишь кроссворд, то в заштрихованных клетках по вертикали сможешь прочитать название материала, на котором писали в Древней Руси.
Письменные источники по истории Древнего Казахстана: на древнеперсидском языке; на древнегреческом языке; на китайском языке.
Самостоятельная работа. Разделение на 4 группы ( для самостоятельного изучения соответствующего пункта учебника). Выполнение задания каждой группой: 1) «Авеста»; 2) Древнегреческие авторы; 3) Анахарсис; 4) Китайские источники. Создание новых групп (из представителей предыдущих). Обмен полученными знаниями.
Исторический диктант. Авеста Древнегреческие Анахарсис Китайские авторы источники1. В них сообщаются сведения о гуннах.2. Написано свыше 800 работ.3. Свод религиозных и юридических предписаний.4. Земли Казахстана назывались западными землями.5. «Отец истории» писал о саках.6. Состоит из 21 книг.7. Саки упоминаются как туры.8. Мудрые высказывания перекликаются с высказываниями казахских биев, ораторов.9. Саков называют «азиатскими скифами».10. Принцесса из этого края вышла замуж за усуньского гуньмо.11. Описывают сакские племена: массагетов, сарматов, аримаспов, исседонов.
Итог урока. Каково значение письменных источников в изучении истории Древнего Казахстана.