Тема урока: «Глобальные проблемы человечества» Учебно-воспитательные цели:1.Выявить географические аспекты глобальных проблем человечества.2.Уяснить специфику экологических проблем.3.Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Процесс. Понятие процесса(от лат.processus-продвижение)отражает последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-то, а, следовательно, понятие глобального процесса охватывает процесс, порождённый человечеством и охватывающий всё(или почти всё)пространство планеты, биосферы, человечества.
Проблема. Понятие проблемы(от греч.problema-задача)в широком смысле этого слова отражает сложный теоретический или практический вопрос, требующий, как правило, адекватной теории и методологии своего решения. Понятие же глобальной проблемы отражает планетарную, международную значимость возникающих и решаемых проблем.
Содержание глобальных проблем
1. Проблема предотвращения мировой термоядерной и обычных воин является одной из главных, угрожающая самому существованию биосферы человечества и биосферы. Сегодня только одного ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила во много тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах. Уже сейчас ядерных запасов хватит, чтобы несколько десятков раз уничтожить жизнь на земном шаре.
2. Проблема установления нового экономического международного порядка. Речь идёт не только о диком неравенстве в экономическом развитии народов, но и о том, что грабёж развитыми капиталистическими странами(« золотым миллиардом») развивающихся стран, особенно их ресурсов, ведётся к уничтожению биосферы, и, в конце концов, делает её неспособной к воспроизводству биосферной жизни на земном шаре. Минерально-сырьевых ресурсов осталось примерно на два столетия. А это может повлечь за собой гибель или перерождение человечества и биосферной живой природы.
3.Проблема устранения опасности для человечества и земной жизни капиталистического развития и рыночной экономии, преодоления характера их антигуманной рациональности. Экономика в 20-21 в. предоставлена все более и более в частные руки, в то время как государства, политики и чиновники уходят от ответственности за настоящие и будущие планеты ЗЕМЛЯ, отдают формально экономику в руки неорганизованного «гражданского общества», которое не в состоянии выработать научно выверенных целей и механизмов гуманного и безопасного социоприродного развития, а тем более управлять этим развитием.
4.Проблема преодоления начавшейся деградации и сохранения жизни на планете. Из-за высокого антропогенного процесса биосфера вступает в стадию своей деградации, скорее всего- необратимой. За последние два столетия показывают, что биосфера потеряла примерно треть своих активных частей: 1)живого вещества планеты;2) гумусного слоя в обрабатываемых почвах;3) органики в недрах планеты - углей, нефти, торфа.
4.Проблема безопасности формирования техносферы. В тоже время создаваемый техносферный мир противоречиво воздействует на развитие биосферы, общества и человека. Среди отрицательных последствий его глобального формирования можно отметить: 1) техносфера вытесняет естественный природный мир на больших пространствах, сокращая пространство и активность биосферы, её объём и способность воспроизводства биосферной жизни;2) отходы от производства и функц. техносферных объектов загрязняют и подавляют земную живую природу;3) хим. техносферная составляющая становится крайне опасной для живых организмов и особенно человека, подрывая его здоровье.
5.Проблема ограничения и крайне осмотрительного формирования искусственных живых организмов. Этот мир охватывает как трансформированные ( одомашненные, окультуренные, социализированные ) биосферные организмы, так и техно-ноосферные, то есть по технологиям , созданными в научных лабораториях разработками учёных. Это прежде всего живые искусственные организмы: биотехнические, клонированные, генетическме, модифицированные, трансгенные, объединяющие гены растений и животных, и т. п.Следует иметь ввиду, что речь идёт не о гибели жизни на планете Земля, хотя и это не исключается, а о появлении на основе социального разума(науки) новых, исскуственных форм жизни.
6.Проблема предотвращения отрицательного воздействия антропогенных загрязнений на биосферу. Сами « Антропогенные загрязнения» - это, по сути, техносферные воздействия отрицательного характера на биосферу и её изменения в ходе этих воздействий. Так например, в результате промышленных, автомобильных и множества других загрязнений 15% кленовых лесов Канады «пропитаны» ядовитыми веществами. Вокруг промышленных, особенно металлургических и химических, предприятий урожаи зерновых падают в 1,5-2 раза, а отдельные виды дикой природы погибают, или крайне трансформируются.
7 Проблема сбалансированности и в целом рационального роста народонаселения, оптимизации демографических процессов.- одна из острейших проблем современности, поскольку демографические процессы на протяжении последних двух столетий, сопряженные со стремительным ростом потребностей , ведут не только к быстрому возрастанию населения ( рост за последние 40 лет 20 в. Возрастает в 2 раза и составляет 6 млрд. человек ), но и к разрушениям и деградации биосферы в условиях глобального техногенного развития общества и земного мира.
8. Проблема продовольственного обеспечения населения. Одна из острейших в мире. В определённой мере она была решена на путях внедрения в сельскохозяйственное производство плодов «зеленой революции», повышения продуктивности земель и производительности труда, развития биотехнологического производства и др. Вместе с тем, как отмечалось выше, каждый шестой житель планеты существенно недоедает, а десятки миллионов голодают.
9 Проблема преодоления трансформации и деградации человека. Разрушение природных свойств человека органически сопряжено с быстрой социализацией человека, развитием его социальных качеств, особенно связанных с образованием и ростом квалификации. С одной стороны, основным средством производства становится интеллект человека, его творческий потенциал, то есть личность, её самобытность, а с другой - разрушение природных качеств населения уже в процессе рождения детей. Так, например, в США ежегодно рождается свыше 100 тыс. детей с серьёзными нарушениями пспхики,а в крупнейших городах-каждый пятый.
10.Проблема утверждения глубокого гуманизма в человеке и в его взаимоотношениях с обществом и природой, соблюдение правовых гарантий человека. Особое место в связи с промышленной, а затем и научно-технической революцией заняло в современном мире «свободное капиталистическое рабство».Речь идет о вассальной зависимости всех обездоленных людей, лишенных земли и средств производства, от богатых мира сего. При этом создаётся всемирная социальная технология, закреплённая законодательством большинства стран мира всевластия богатых о обездоленности бедных.
11.Проблема преодоления антигуманных и иных негативных тенденций в развитии и использовании человеческим обществом науки, технологий и техники. Эта проблема в значительной степени связана с противоречивой природой рациональности в развитии техногенного общества, особенно основанного на рыночной экономической рациональности. Но реальное положение в мире сложилось так, что фактически учитывается в основном экономическая эффективность в ущерб социальной и экологической.
12.Проблема преодоления негативных сторон урбанизации и техносферизации. То есть крайне отрицательного воздействия на человеческий организм и природу современных городов, особенно мегаполисов, а так же искусственного предметно-вещественного и электромагнитного миров. Уже в конце 20 в. было замечено, что в городской среде всё больше и больше появляется специфических болезней-сердечно-сосудистых, аллергических, онкологических, психических,- которые получили название «городских».
Основные направления решения глобальных проблем.
Первым направлением в решении глобальных проблем является формирование гуманных отношений между народами, общественными и религиозными движениями, между различными социальными слоями и людьми. Решающую роль здесь должна сыграть Организация Объединённых Наций и её структурные подразделения.
Второе направление. Народы должны стремиться к созданию социально-экономического и политического порядка, который был бы направлен на устойчивость земного социоприродного развития. Речь идёт, безусловно, в первую очередь о сохранении самодействующей и саморазвивающейся биосферы, биосферной жизни на планете Земля.
Третье направление связанно с решением конкретных глобальных проблем на отдельных континентах, в группах стран, в каждой стране и регионе на основе международных договоров и национальных программ, принимаемых правительствами отдельных государств.
Четвёртое направление касается достаточно обширной системы образования населения и пропаганды, нацеленной на подключение всех граждан мира к сохранению и приумножению природно-биосферного дома землян, утверждению гуманизма и социальной справедливости во взаимоотношениях людей, решению назревших проблем.
Закрепление материала Вопросы и задания по теме:Почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?В чём состоят главные особенности географического подхода к анализу глобальных проблем? Приведите примеры.Почему экологические проблемы стали наиболее актуальными?Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?Охарактеризуйте географические особенности одной из них.Какая социальная проблема в современной России наиболее остра? Расскажите о ней.Задание на дом: с. 311-322. Выполнить творческие задания 1, 2, 4, 5, 8 (устно); 3,6 (письменно).