Интегрированный урок географии и литературы2часа Главные речные системы России. Тема реки в русской литературе и живописи Авторы: Рог Марина Адамовна, учитель географии Горева Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы
Учебно-воспитательные задачи:1. Познакомить учащихся с главными речными системами России и их бассейнами, раскрыть мир лирического стихотворения.2. Продолжить закрепление навыков работы с физической картой, контурными картами, с планом при составлении характеристики реки, развивать навыки анализа лирического произведения.3. Передать чувства восхищения природой, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
1. Каково же значение мирового круговорота воды?2. Связывает ли круговорот воды между собой оболочки земного шара? Какие?На суше выделяют различные типы вод : воды рек; воды озёр; - воды болот;- воды ледников- подземные воды.
1. Какие факторы играют роль в формировании поверхностных вод? 2. Как влияет климат на формирование рек?
3.Как влияет характер рельефа на формирование рек? 4.Сравните горные и равнинные реки
Вопросы:1.Место, где река берёт начало? 2. Кратковременный подъём уровня воды, вызванный обильными дождями. 3. Углубление в рельефе, по которому воды реки текут постоянно.4. Место впадения реки в другую реку, озеро или море. 5. Часть дна речной долины, по которой река течёт только во время разлива.6. Ежегодно повторяющийся в один и тот же сезон года подъём уровня воды, связанный ,например, с таянием снега. 7. Низменность в устье реки, сложенная речными наносами и прорезанная сетью рукавов. 8. Граница между бассейнами рек.9. Местность, с которой река вместе со своими притоками собирает воды. 10. Главная река со всеми притоками. Ответы:№1 Речная система.№2 Водораздел.№3 Пойма.№4 Исток.№5 Паводок.№6 Устье.№7 Речная долина.№8 Дельта.№9 Половодье.№10 Бассейн.
1.Пользуясь картой ученика определите, к каким бассейнам относятся реки России.2 Найдите самые крупные реки в каждом бассейне. Покажите их. Укажите по какой равнине протекает, где берёт начало и куда впадает. По приложению ученика определить длину и площадь бассейна крупных рек.3. К бассейну какого океана относится наибольшее количество рек? Почему?.
Бассейны рек РоссииДома на контурную карту нанести главные реки и бассейны.
Характеристика крупных рек России (на примере реки Волги). План: 1.Волга – великая русская река. 2.Где зарождается (исток), главные притоки. 3.В каком направлении и по какой местности течёт. 4.В какое море впадает и к какому бассейну относится. 5.Современное экологическое состояние.
ИСТОК ***Вот отсюда, именно отсюдаИз глубин лесного родникаВыбегает голубое чудо –Русская великая река.Посмотрите на карту. Где река Волга берёт начало?1.Назовите притоки Волги и покажите их на карте.2.В каком направлении течёт река Волга?3.По какой местности?4.В какое море впадает?5.Где образует дельту?6.К какому бассейну относится?
«С мала ключика студёна началась река» 1) Назовите, пожалуйста, крупные реки России, о которых шла речь на уроке географии.2) А как в народе называют эти реки?Символом Египта являлась река Нил, дарующая людям жизнь в выжженной солнцем пустыне.
Символом для индийцев является Ганг, Инд. Вопросы:1. Какая река является символом России?2. Что означает её название?
Волга-матушка, Волга - мать рек русских Версия о происхождении слова Волга: на древнерусском влага – волога. Сейчас в некоторых диалектах есть слово «волглый», т.е. влажный. Значит, иначе – это название будет звучать река Влага Вопросы:1.Назовите какие-нибудь пословицы о Волге.2.А где ещё мы встречаем упоминание о Волге?3.Обратите внимание на эпиграф «Волга, Волга, мать родная»4.Как называется в этой песне Волга?
Волга в окрестностях КостромыШирь и простор Волги, её красота вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов.
Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Подольске. С трёхлетнего возраста жил в имении Грешнево Ярославской губернии. Здесь в деревне поэт провёл своё детство.1.Какие стихотворения поэта вам знакомы?2.Почему жизнь Некрасова связана с рекой Волгой?
На ВолгеО Волга! после многих летЯ вновь принёс тебе привет.Уж я не тот , но ты светлаИ величава, как была.Кругом всё та же даль и ширь,Всё тот же виден монастырьНа острову, среди песков.И даже трепет прежних днейЯ ощутил в душе моей,Заслыша звон колоколов.О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зарям,Когда ещё всё в мире спитИ алый блеск едва скользитПо тёмно – голубым волнам,Я убегал к родной реке…1. Как Н.А. Некрасов в стихотворении называет Волгу?2. Где находятся истоки жизни и творчества Н.А. Некрасова?3. Что означает слово колыбель?4. Какое значение имеет слово колыбель в стихотворении?5. Как по-другому можно сказать начало?
Анализ стихотворения. Задание: поставить ударение, подчеркнуть ключевые слова.Вопросы:1.На сколько частей можно разделить это стихотворение?2.Как поэт обращается к реке?3.Какой предстаёт перед нами река?4.Какие слова (эпитеты) использует при описании реки? 5.Почему поэт пишет «Я не тот…»? Прочитайте эти строчки.6.Какое чувство возникает у поэта? Работа с планом :«Волга в изображении Н.А. Некрасова».1.Как озаглавим эту часть? 2.Как озаглавить вторую часть стихотворения? (Воспоминания).3.Найдите описание реки, какие слова характеризуют реку?4.Какие эпитеты использует поэт?5.Кому отдаёт своё сердце Н.А.Некрасов?
Как иллюстрацию к нашему уроку можно рассмотреть картины Левитана. Всмотритесь в них и сопоставьте с ними некрасовскую Волгу.1.Какой предстаёт Волга? 2.Какая вода в Волге? 3.Какое небо над ней?Картины написаны более 100 лет назад. И если внимательно присмотреться, то увидим, что вода в Волге чистая, светлая.. А что же происходит с Волгой сейчас?
Каково современное экологическое состояние Волги? Кислотные дожди,Озоновые драмы…Отдушины не жди – Беда гудит над нами.За чёрные леса,За мёртвые озёраК барьеру – подлеца!К барьеру – крохобора!И лебединый плач, И след лося кровавый… Т.Козак Одумайся палач,Пока не поздно, право.Заросшие поля,Отравленные воды…Прости меня, Земля,Прости меня, Природа!Как чуден звон берёз!Как сладок запах хлеба!..Задумалось всерьёзЗаплаканное небо.
Мы часто повторяем слово «природа». Всё берёт начало в ней: и красота, и вдохновенье, и творчество. Но если мы заботимся о родной природе – она цветёт. А если допускаем бесхозяйственность – то всё вокруг угасает. Надо беречь всё, что завещали нам отцы и деды.1.По плану, который есть на листах и на ЛОС, составить устное сочинение.2.Какой тип речи мы будем использовать? Повествование, описание или рассуждение?Домашнее задание.География – п. 20, стр. 83-84.Литература – сочинение-описание.