ГОУ «В(с)СОШ при ФБУ «ИК 6 УФСИН России по Тверской области»» ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ Автор: Смирнова Т.Н. учитель географии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся 9 класса. Данный курс является пропедевтическим для профильных классов экономической направленности. Введение данного курса позволяет расширять и углублять знания о географии городов. Содержание курса неразрывно связано с глобальными проблемами городов, решаемыми представителями многих научных дисциплин – экономистами, социологами, экологами, ну и, конечно, географами, которых интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации – закономерности размещения городов и функционирования городского пространства, системы расселения.
Ц е л ь к у р с а - помочь обучающимся сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.
З а д а ч и к у р с а : Познакомить обучающихся с повышением роли городов в жизни общества, с распространением городского образа жизни и сформированием систем расселения. Показать большое практическое значение изучения экономической и социальной обстановки в городах на особенностях использования и освоения человеком городского пространства. Развивать представление об экономической структуре и микро географии городов, в которых активизируются как локальные, так и общеплановые процессы и явления.
В процессе изучения данного курса предполагается продолжить работу обучающихся над освоением различных методов исследований работы, прежде всего при разработке учебных проектов на примере решения социально – ориентированных задач. Задачи и основное содержание курса определяет и форму проведения занятий: лекции, деловые игры, практические работы, круглые столы и т. д.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1 Город. Крупнейшие города древности и современности. Факторы, позволяющие отличить городской населенный пункт от сельского. Границы города: юридические и фактические. Пределы роста городов. Гипотезы возникновения городов. Примерное распределение уроков по теме 1 Урок №1. Город: границы, размеры, пределы роста. Урок №2. Гипотезы возникновения городов. Крупнейшие города древности и современности. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: определять различия между городскими населенными пунктами и сельскими; объяснять, города каких размеров оказываются наиболее экономичными и почему; приводить примеры крупнейших городов древности и современности.
Тема 2. География мирового процесса урбанизации. Методы анализа, позволяющие количественно оценить уровень урбанизации. Особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах. Экологическая ситуация в городах. Примерное распределение уроков по теме 2 Урок №1. Региональные различия процесса урбанизации. Урок №2. Город и окружающая среда. Круглый стол “Состояние окружающей среды в городах по сравнению с сельскими районами”. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: называть важнейшие показатели, характеризующие процесс урбанизации; определять особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах; оценивать экологическую ситуацию в городах.
Тема 3. Модели оптимального размещения городов. Общие схемы размещения населенных пунктов. Формирование системы расселения. Идеальные системы расселения. Иерархия городов. Правило Ципфа. Регулирование систем городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 3 Урок №1. Системы расселения. Урок №2. Иерархия городов. Практическая работа. Построение кривой Ципфа. Урок №3. Регулирование систем городского расселения. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Проводить сравнительный анализ существующих размещений городов с идеальным; Объяснять динамику системы расселения; Выделять города различных иерархических уровней; Называть причины несоответствия реальных и идеальных систем расселения.
Тема 4. Экономическая структура города. Особенности использования и экономического освоения человеком городского пространства. Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики. Размещение жилой застройки в городах. Цена на жилье. Примерное распределение уроков по теме 4 Урок №1. Экономика города. Урок №2. Рынок городских земель. Ролевая игра “Рынок земли и жилья”. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Называть основные сектора экономики города; Распределять цену на землю и на жилье в зависимости от различных факторов, ее определяющих; Составлять схему размещения функциональных зон города (района, микрорайона).
Тема 5. Методы государственного регулирования территориальной структуры города. Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики. Метод У. Петти о “вреде” частной собственности на землю для городской экономики. Законы “ О зонировании… ”. Экономические меры регулирования городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 5 Урок №1. Опыт США в регулировании территориальной структуры города. Урок №2. История формирования и география функциональных зон города N. Защита творческих проектов. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: анализировать методы государственного регулирования территориальной структуры города; выбирать оптимальный вариант географии функциональных зон города.
Литература .Лаппо Г.М. Рассказы о городах. – М.: Мысль, 1972 .Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. – М.: Просвещение,1977 .Покатаева Т.С. Развивающиеся страны: проблемы урбанизации. – М., 1977 .Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М.: Мысль, 1983 .Харитонов В.М. Урбанизация в США. – М.: Изд-во МГУ,1983