Белгородский район Белгородская область МОУ «Майская гимназия» учитель географии Ахапкина Раиса Григорьевна категория высшая
Формирование информационной компетенции учащихся на примере деловой игры «Энергетика в России» 9 класс 2009
Эпиграф Учась и играя, мы творим и дерзаем. Создавая и творя, совершенствуем себя.
Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов по теме; таблицы, опорные конспекты, карта «Электроэнергетика России». карты атласа. Программа: Вступительное слово инспектора комитета охраны природы. Информация кафедры «История энергетики». Информация кафедры «Экономика». Информация кафедры «Экология». Заключительное слово инспектора комитета охраны природы.
Цели конференции: выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны; показать неразрывную связь экологии и экономики; выявить положительные и отрицательные стороны энергетики; способствовать развитию и укреплению чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение. Планируемый результат: Выявить уровень усвоения программного материала по ТЭК России. Выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся .
Состав ТЭК: топливная промышленность и электроэнергетика Проверь себя!
Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?
Историческая справка 1389 г. Первое упоминание об использовании гидроэнергии в Москве. В завещании Великого князя Дмитрия Донского указаны водяные мельницы на реках Яузе и Ходынке. 1881 г. Начало применения электрического освещения в Москве. Зажглись первые 100 электро- светильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя. Владимир Григорьевич Шухов – первый русский инженер 1900 г. На Всемирной выставке в Париже инженер В.Г. Шухов удостоен Диплома и Большой золотой медали за создание самых экономичных универсальных паровых котлов.
Историческая справка 1936-1940 гг. Пуск первых ГЭС – Сходненской и Иваньковской на канале Москва-Волга, Угличской ГЭС и ЛЭП – 220 кВ Углич-Москва. 1920 г. Начато производство средних и малых турбин в Москве. Введена в работу первая очередь Шатурской электростанции мощностью 5000 кВт на торфе. Разработан и принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).
Экономика Электроэнергетика – комплексная базовая отрасль, объединяющая все процессы генерирования, передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Тепловые электростанции отличается надежностью. Производство постоянно, нет сезонности. ТЭС размещаются в районах добычи топлива и потребления энергии. Тепловые электростанции вырабатывают и электрическую и тепловую энергию. Гидравлические электростанции. ГЭС являются весьма эффективными источниками энергии, поскольку используют возобновимые ресурсы. Себестоимость производимой на ГЭС энергии в 5-6 раз ниже, чем на ТЭС.
Экономика В восточных районах страны, где сосредоточены огромнейшие запасы гидроресурсов рек: Ангары, Енисея, Оби, Иртыша, Лены, Витима и других - природные условия позволяют сооружать мощные ГЭС. Характерной чертой строительства ГЭС являлось сооружение на реках каскадов для получения электроэнергии, снабжения производства и населения водой, устранения паводков, улучшения транспортных условий. Общий технический гидроэнергопотенциал России составляет 1670 млрд кВт-ч годовой выработки.
Экология часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например уран, торий и другие; когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси. ТЭС загрязняют воздух; шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные территории;
Экология Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к их заболачиванию.
Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?
Домашнее задание:«Нужна ли России альтернативная энергетика?» Стоит посмотреть… Это интересно! Подготовить презентации, сообщения на тему: «Альтернативная электроэнергетика»
География России: Учеб. Для 8-9кл. Общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: в 2-х кн. Кн. 2.: Хозяйство и географические районы. 9 кл. – 5 е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – 288с.:, карт. География Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2- х частях. ЧастьII. Население и хозяйство. – М.: Изд- во МГУ, 2004. – 56с.