это «наука, изучающая распределение редких ресурсов между альтернативными способами их конечного использования» это «наука, изучающая распределение редких ресурсов между альтернативными способами их конечного использования» Человеческим языком: Экономика – это наука о …? …поведении человека! Из множества действий маленьких агентов (людей, фирм) складывается картина мира. Экономическая география – наука о том, как агенты принимают решения о размещении в пространстве
Что мы пытаемся понять? Что мы пытаемся понять? Как люди выбирают местоположение? Какие силы и стимулы на них действуют? Какие из них сильнее, какие слабее? Как в результате выглядит география экономической деятельности? Каковы ее основные черты и свойства? Какие факторы влияют на это в настоящем, прошлом, будущем?
Внутренняя структура города Внутренняя структура города Концентрация отраслей Кремниевая долина Голливуд любой базар! Экономическая география все это изучает
Факторы 1й природы: Фундаментальные свойства местности Факторы 1й природы: Фундаментальные свойства местности выход к морю, климат, почвы, природные ресурсы Факторы 2ой природы: Рукотворные свойства местности транспорт, инфраструктура Факторы 3й природы: Чистые агломерационные эффекты (A. Marshall, 1890) общие поставщики, потребители, рынок труда распространение знаний и технологий Все три группы факторов способствуют пространственной концентрации
фон Тюнен(1826)/Алонзо(1964) и структура землепользования в городе фон Тюнен(1826)/Алонзо(1964) и структура землепользования в городе
Хотеллинг(1929) и стратегический выбор локации Хотеллинг(1929) и стратегический выбор локации
Кристаллер(1933), Лёш(1940) и теория «центральных мест» Кристаллер(1933), Лёш(1940) и теория «центральных мест»
(1950е – 1980е) - теории торговли, страны/регионы как «точки» (1950е – 1980е) - теории торговли, страны/регионы как «точки» Издержки транспорта игнорируются “in the sanguine hope that if included they would not materially affect the results” (A. Deardorff, (1984) "Testing trade theories and predicting trade flows,“) П. Кругман (1991) “Increasing Returns and Economic Geography”
Идея: 2 локации, растущая отдача от масштаба + монополистическая конкуренция + транспортные издержки + мобильные труд и капитал Идея: 2 локации, растущая отдача от масштаба + монополистическая конкуренция + транспортные издержки + мобильные труд и капитал Получилось: Решаемая модель, тестируемые результаты → взрыв интереса к эконгеографии
1990+ пространственные стат. методы в экономике 1990+ пространственные стат. методы в экономике пришли из экологии, биологии, географии основная идея: при работе с данными учитывать взаимное расположение наблюдений Близкое влияет сильнее, чем далекое
2 города (Москва и Плёс Ивановской области) 2 города (Москва и Плёс Ивановской области) 2 сектора (рабочие, крестьяне) Рабочие мобильны Возможные результаты:
2 региона (Home, Foreign), H больше 2 региона (Home, Foreign), H больше 2 фактора производства: труд, капитал Капитал мобилен, труд нет Результат: доля индустрии в регионе H больше, чем его доля населения. и эта доля растет с падением издержек транспорта Либерализация торговли усиливает начальное преимущество!
Да: Да: машиностроение, металлы, оборудование, химпром, пластики, резины, бумага, печать, мебель Нет: пищевая, одежда, текстиль, обувь (Но есть разногласия между исследователями)
Кругман предсказывает много возможных стабильных состояний Кругман предсказывает много возможных стабильных состояний Случается ли переход из одного в другое? Столицу в Плёс!
Бомбардировки японских городов во 2й мировой войне Бомбардировки японских городов во 2й мировой войне D.R. Davis, D.E. Weinstein, “Bones, Bombs, and Break Points: The Geography of Economic Activity”, AER 2002
Начнем с равномерного распределения людей (пре-индустриальное общество) Начнем с равномерного распределения людей (пре-индустриальное общество) Уменьшаем транспортные издержки
Добавим в модель Кругмана препятствия к агломерации людей Добавим в модель Кругмана препятствия к агломерации людей теснота больших городов любовь к «малой родине» инертность миграции Результат: зависимость концентрации от транспортных издержек имеет форму ∩ разные страны находятся на разных точках траектории концентрация увеличивается в развивающихся и в средних странах
Интеграция ведет к концентрации Интеграция ведет к концентрации пространственное неравенство увеличивается по мере технического прогресса но люди (в среднем) выигрывают При прочих равных, большие рынки аккумулируют высокотехнологичные индустрии для них сильнее агломерационные силы Когда все перестанут ехать в Москву? Надеюсь, никогда! Быть ближе к мировым рынкам становится все важнее Но пространственные структуры экономик очень инертны
Как растут города, почему они создают иерархическую структуру, что определяет их размер относительно друг друга. Как растут города, почему они создают иерархическую структуру, что определяет их размер относительно друг друга. Какие факторы 1й 2й и 3й природы важнее, как они взаимодействуют региональная политика И еще о многом…