Административные реформы в Великобритании Подготовила Клеутина С.А. Группа МЭ-092
Первая волна современных реформ была проведена неоконсерваторами во главе с М. Тэтчер в начале 1980-х гг. РЕФОРМЫ Осуществлена приватизация государственного сектора(ярким примером является продажа национализированных энергетических компаний и упразднение Министерства энергетики (1992); Тэтчер ввела также конкурсный тендер и передачу на подряд дарственных услуг населению; Введение полурынков в системе госучреждений, что позволило их служащим самостоятельно использовать бюджетные средства и распределять ресурсы.
Еще одним рыночным нововведением в системе государственного управления стали трансферы и ваучеры Осуществление программы «Проверка эффективности»: Сущность этой реформы состояла в осуществлении новой системы проверки департаментских расходов. Программа MINIS (Информационная система менеджмента для министров); Продолжение реформ нашло отражение в Финансово-управленческой инициативе (financial Management initiative - FMI).
Наиболее известной программой реформ Тэтчер стала инициатива «Следующие шаги» (1987). Важные выводы этого отчета: Большинство госслужащих занято перспективами собственной карьеры, а не предоставлением правительственных услуг населению; В высшем руководстве доминируют люди, обладающие навыками и знаниями в основном в области формулирования политики, но не имеющие достаточного опыта в деле предоставления услуг; Госслужба громоздка, она отличается слишком большим разнообразием, и потому ею трудно эффективно управлять как единым целым.
Программу «Хартия для граждан» (1991) Главная задача состояла в повышении эффективности обслуживания населения путем предоставления коммунальных и других общественных услуг. Основные принципы: Определение стандартов; Обнародование фактических показателей работы в сравнении со стандартами; Гласность; Консультации; Вежливость; Жалобы; Отдача.
Важным этапом реформ стала программа «Тестирование рынком» (1992). Документ «Конкуренция за качество» Основные направления реформ расширение сферы услуг, которая охватывалась подрядами, предоставляемыми на конкурсной основе; выявление перспективных направлений для подрядов; устранение факторов, тормозящих инициативу подрядчиков в отношении НДС и пр.; оплата труда, обоснованная показателями качества услуг и отдачей вложенных средств.
ВЫВОД Правительственные учреждения были разделены на политические, принимающие решения, и исполнительные, реализующие их. Введение полурынков и передачи на подряд ряда государственных структур вызвало неоднозначную реакцию как внутри госаппарата, так и среди населения. Сторонники неконсервативных реформ утверждают, что государственное управление Великобритании изменилось к лучшему -- стало не таким дорогостоящим, более производительным, а оказываемые им услуги -- более качественными и разнообразными.