Что же является источником волны? Что же является источником волны? Ответ: любое колеблющееся тело. Назовите источники звуковых волн. Ответ: музыкальные инструменты, писк комара, шелест листьев, дрожание стёкол. Голосовые связки вместе с проходящим воздухом позволяют нам общаться. Мы слышим звуки благодаря органам слуха. Главная часть слухового аппарата человека – барабанная перепонка, способная колебаться под действием звуковых волн. Эти колебания по слуховому нерву передаются в мозг и там обрабатываются.
Демонстрация: Демонстрация: Камертон – прибор, создающий звук одной частоты, получается чистый тон. Ветви камертона создают слабый звук, для усиления звука камертон укрепляют на деревянном ящике, с большей площадью поверхностью, - усилителе, резонаторе. У музыкальных инструментах резонаторами являются деки.
Вы слышите звучание музыкальных инструментов. Отгадайте их. Вы слышите звучание музыкальных инструментов. Отгадайте их. В царстве механических волн звуковыми считаются волны, которые вызывают слуховые ощущения, а это волны, диапазон которых находиться в интервале от 16Гц до 20000Гц. У пожилых людей этот интервал меньше, так как с возрастом утрачивается способность слышать звуки большой частоты. В нашем царстве звуковые волны очень гордые, так как с помощью этих волн человек, животные, птицы, насекомые получают информацию об окружающем мире. Информация поступает не только с помощью звуковых волн, но и ультразвуковых волн. Информация поступает не только через речь, но и с помощью звуковых сигналов: свисток, гудок, различные сирены, колокольный звон, звучание будильника.
Демонстрация: Демонстрация: Звуковые сигналы. Угадайте их. Царство звуков окружают нас в повседневной жизни. Приведите примеры. Ответ: Завывание ветра, крики, звуки работающего транспорта, шум текущей воды, скрип снега.
Царство звуков помогает нам выражать свои эмоции и чувства. Изобразите звуки: выиграла ваша любимая хоккейная команда, отменили любимый урок, вы долго были на морозе и зашли в тёплое помещение. Царство звуков помогает нам выражать свои эмоции и чувства. Изобразите звуки: выиграла ваша любимая хоккейная команда, отменили любимый урок, вы долго были на морозе и зашли в тёплое помещение. Если внимательно прислушаться к царству звуковых волн, то можно услышать какие они разные: кричат, пищат, шепчут, басят, спокойно разговаривают. Одни звуки вызывают у нас раздражение, другие звуки успокаивают, третьи ласкают слух. Причиной такого разного поведения звуковых волн является тембр голоса, благодаря ему мы различаем голоса, отличаем музыкальные инструменты.
Но в царстве звуковых волн бывает и ураган. Волны начинают шуметь. Шум – звуки разных частот, имеют разную продолжительность и интенсивность, в пространстве накладываются друг на друга. Например: школьная перемена. Но в царстве звуковых волн бывает и ураган. Волны начинают шуметь. Шум – звуки разных частот, имеют разную продолжительность и интенсивность, в пространстве накладываются друг на друга. Например: школьная перемена. Побороть шум можно по - разному, но лучший способ – убрать источник шума. Шум воздействует на организм человека: раздражает, утомляет, вызывает головную боль, действует на нервную систему.
В средние века существовала казнь «под колоколом». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал человека. С шумом, поэтому нужно бороться. В царстве можно услышать, о чём шепчутся волны – это эхо. В средние века существовала казнь «под колоколом». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал человека. С шумом, поэтому нужно бороться. В царстве можно услышать, о чём шепчутся волны – это эхо. Звуковое эхо – волна, отражённая от различных препятствий.
В Галерее шёпота в Соборе Св. Павла в Лондоне эхо такое, что, стоя у одной стены собора, вы можете услышать, о чём шепчутся люди у другой стены собора, находящейся от вас в 36м. В Галерее шёпота в Соборе Св. Павла в Лондоне эхо такое, что, стоя у одной стены собора, вы можете услышать, о чём шепчутся люди у другой стены собора, находящейся от вас в 36м. В царстве звуков часто слышны звучание гитар, скрипок , балалаек. Сами по себе струны этих инструментов создают слабый звук, их укрепляют на деревянном ящике и звук получается громкий. Почему?
Собаки слышат ультразвуки, этим пользуется дрессировщик, чтобы подавать команды, неслышимые человеком. Собаки слышат ультразвуки, этим пользуется дрессировщик, чтобы подавать команды, неслышимые человеком.
Летучие мыши испускают ультразвук и хорошо ориентируются в пространстве ночью, улавливая отразившуюся от препятствия волну. Летучие мыши испускают ультразвук и хорошо ориентируются в пространстве ночью, улавливая отразившуюся от препятствия волну. Дельфины тоже испускают и принимают ультразвук. Дельфины могут лечить. Ультразвуки, которые они издают, как бы просвечивают организм человека, если внутри есть очаг воспаления, то ультразвук воздействует на него. Ультразвук, обрабатывая растворы, уничтожает в них микробы (они погибают от вибрации), так можно дезинфицировать воду без хлора.
Звуки влияют на рост и развитие растений, оказывают влияние на животных (увеличивают надои молока у коров). Звуки влияют на рост и развитие растений, оказывают влияние на животных (увеличивают надои молока у коров).
Звуки природного происхождения: морской прибой, дождь, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм, расслабляют, успокаивают. Звуки природного происхождения: морской прибой, дождь, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм, расслабляют, успокаивают.
С помощью ультразвука обследуют больных, ставят диагноз, разрушают камни в почках. С помощью ультразвука обследуют больных, ставят диагноз, разрушают камни в почках. Фонендоскоп позволяет услышать звуки сердца, хрипы в лёгких.
Звуковые волны используют в дефектоскопии, акустоэлектронике, работы звуковым волнам хватает. Звуковые волны используют в дефектоскопии, акустоэлектронике, работы звуковым волнам хватает.
Вот и подошла к концу наша сказка. Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок. Вот и подошла к концу наша сказка. Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок. Сказка дала намёк для ответов на вопросы. Разделимся на 2 группы. Отвечать будем по очереди, но право на ответ имеет тот участник, который быстрее всех знает ответ.
Тест. Тест. 1. Какой диапазон частот имеют звуковые волны? а)16 – 20Гц б) 20 – 30кГц в) 16Гц – 20кГц 2. Что является источником звука? а) любое тело б) любое колеблющиеся тело в) любое колеблющиеся тело с частотой 16Гц – 20кГц 3. 2 космонавта находятся в космическом пространстве. Услышат ли они друг друга? а) услышат, так как голосовые связки издают звук б) не услышат, так как звуковые волны могут распространяться только в упругой среде. 4. Почему комар пищит, а шмель жужжит? а) частота колебания крыльев комара большая б) частота колебаний крыльев шмеля меньше в) частота колебаний одинаковая. 5. Почему бабочки летают беззвучно? а) крылья покрыты звукопоглощающим веществом б) частота колебаний крыльев меньше частоты звуковой волны. 6. Когда возникает акустический резонанс? а) частота колебаний тела равна частоте колебаний звуковой волны б) частота колебаний тела меньше частоты колебаний звуковой волны в) частота колебаний тела больше частоты колебаний звуковой волны. 7. Когда возникает эхо? а) звуковые волны поглощаются телами б) звуковые волны проходят сквозь тела в) звуковые волны отражаются от тел, находящихся на их пути. 8. Какие волны применяют в дефектоскопии? а)поперечные б)световые в) звуковые
В заключении нашего урока свяжем звуковые волны с процессами, протекающими в нашем организме. На низких частотах от 3Гц до 12Гц работают сердце, лёгкие, циркулирует кровь, движутся суставы. При заболевании организма у звуков внутри его изменяются громкость, тембр, высота тона, длительность. В заключении нашего урока свяжем звуковые волны с процессами, протекающими в нашем организме. На низких частотах от 3Гц до 12Гц работают сердце, лёгкие, циркулирует кровь, движутся суставы. При заболевании организма у звуков внутри его изменяются громкость, тембр, высота тона, длительность. Если сердце работает нормально, то слышны звуки 2 тонов: низкий и высокий, при сердечных заболеваниях, при сбоях в работе сердца звук меняется, прослушиваются шумы, возникает аритмия. Сердце надо лечить. Из - за чего могут появиться сбои в работе организма? Причины могут быть разные: расстройство, обиды, нервничает человек. Проблемы экологические, медицинские, нравственные связаны друг с другом, чтобы излечить одну, не надо отвергать другие. Давайте же стараться быть безопасными друг для друга! Всё в мире взаимосвязано, чтобы понять эту взаимосвязь, надо дойти до основания, до корней, такова диалектика. Выставление оценок за урок с учётом всех видов деятельности. Мы очень плодотворно работали с вами на уроке, спасибо за урок!
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Звуковые волны». Домашнее задание: написать сочинение на тему «Звуковые волны». Урок окончен.
1. Уроки физики в современной школе. В. Г. Разумовский; Москва «Просвещение» 1993. 1. Уроки физики в современной школе. В. Г. Разумовский; Москва «Просвещение» 1993. 2. Физика 8 – 9 классы. В. А. Попов; Волгоград 2008. 3. Как подготовить и провести открытый урок. М. М. Поташник, М. В. Левит; Педагогическое общество России Москва 2003. 4. Уроки физики в 10 классе. С. Л. Вольштейн, А. М. Качинский, М. М. Круглей, М. С. Кузей; Минск «Народная Асвета» 1980. 5. Физические викторины. Б. Ф. Билимович; Москва «Просвещение» 1977. 6. Мир физики в художественной литературе. С. А. Тихомирова; Москва 1988. 7. Игровые ситуации на уроках физики. И.Я.Ланина; Ленинград 1989. 8. Уроки физики 7 – 11 классы. Серия «Современная школа»; Москва Издательство «Глобус» 2009.