Звук. Источники звука. Громкость, высота и тембр звука. 9 класс 5klass.net
Фронтальный опрос Что такое механические волны? Каких двух видов бывают механические волны? Чем характеризуются продольные волны? Что такое: амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны? 5. Какая связь существует между периодом и частотой волны? 6. Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?
Допишите предложения 1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются… 2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются… 3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются… 4.Любые волны характеризуются… 5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется… 6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется… 7.Продольные волны распространяются в … 8.Поперечные волны распространяются в … и на…
1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются механическими волнами. 2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются продольными. 3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются поперечными 4.Любые волны характеризуются периодом, частотой и амплитудой колебаний. 5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны 6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется частотой 7.Продольные волны распространяются в любой среде 8.Поперечные волны распространяются в твердой среде и на поверхности жидкости
Самостоятельная работа 1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний. 2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
1.А = 0,2 м; Т = 0,4 с; Частота = 2,5 Гц 2.V = 0,004 м * 12000Гц = 48 м/с
Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727). Звук (звуковые волны) – это упругие волны,способные вызвать у человека слуховые ощущения.
Колебания стенок стакана после удара молоточком Колокол Погремушки Камертоны Источники звука Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20Гц до 20000 Гц.
Источники звука Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха. Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.) Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.)
Камертон представляет собой металлическую «рогатку», укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по «ножкам» камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Камертон был изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.
♦ Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух? Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
Высота тона, громкость звука, тембр голоса.
Таблица 2. Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц Аисты Бабочки Воробьи Вороны Колибри Комары 2 до 9 до 13 3 – 4 50 300 – 600 Мухи Пчелы Саранча Слепни Стрекозы Шмели 190 – 330 200 – 250 20 100 38 – 100 180 – 240
Закрепление Что такое звук? Что может быть источником звука? Что такое камертон? Какие характеристики звука вы узнали? Какие физические величины определяют эти характеристики? Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина? В каких средах звук распространяется быстрее всего, а в каких медленнее?
Мини-тест При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? а) голосовыми связками; б) ветром; в) взмахами крыльев; г) строением тела 2. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями? а) бабочка; б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов; в) муха; г) они не взмахивают крыльями
Много лет живёте вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть, нельзя простить. Д.Белухин «Колокола»
1.Сегодня на уроке я понял(а), что … 2.На уроке я открыл(а) для себя… 3.Я ухожу с урока с чувством … 4.Такой урок интересен тем, что…
Домашнее задание. §34, 35, 36