Маслий О.В., учитель физики высшей квалификационной категорииМОУ Квитокской СОШ №1
Мир звуков так многообразенБогат, красив, разнообразен,Но всех нас мучает вопрос… Откуда звуки возникают,Что слух наш всюду услаждают?Пора задуматься всерьез.Сегодня мы понять должныПричину и природу звука.Что слышим мы то здесь, то там Спасибо физике! Наука Поможет разобраться нам!
Тема урока: "В мире звуков"
Цель:Изучить физиологические характеристики звука.Раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни.
Физический диктант «Веришь – не веришь» На Луне произошел сильный взрыв, например извержение вулкана. Мы услышим его на земле?Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела? Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия называется длиной волны?Время, за которое совершается одно полное колебание, - период?Учение о звуке – баллистика?
Физический диктант «Веришь – не веришь» 6. Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания?7. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?8. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры?9. Верите ли вы, что скорость звука в жидкостях, как правило, больше скорости звука в твердых телах? 10. Звуковые волны в газах и жидкостях распространяются в виде продольных волн, не так ли?
Проверь себя Критерии оценки:0-1 ошибка – 5 баллов2-3 ошибки – 4 балла4-5 ошибки - 3 баллаБолее 5 ошибок – 2 балла
Ухо - звукоприемник
Голос – источник звука
Диапазон голосов
Диапазон звука
Частоты различных источников музыкальных звуков
Диапазон частот струнных музыкальных инструментов
Характеристики звука Объективные частота скорость амплитуда интенсивность Субъективные громкость (зависитот амплитуды) высота (определяетсячастотой)
Звуковую волну определенной частоты называют музыкальным тоном Основной звук с добавлением нескольких колебаний других частот образует музыкальный звук От состава каждого сложного звука зависит его тембр
Шум как экологический фактор
Работа в группах Задания группе I(Тема – расчет и демонстрация характеристик звука)Задание 1. Рассчитать, чему будет равна разница во времени прихода звукового сигнала, распространяющегося на расстояние 1км по воздуху (v в = 336, 43 м/с) и стальному рельсу (v ст = 5000 м/с)Задание 2. Чему равны длина волны и период колебания камертона, дающего тон «ля» первой октавы (основного тона музыкальной настройки), имеющего частоту колебания 440 Гц?Задание 3. Вам даны металлическая линейка, штатив, молоточек. Докажите с помощью этого оборудования, что высота звука зависит от частоты колебания тела, а громкость связана с амплитудой. Задания группе II(Тема – из истории современных музыкальных инструментов)Задание звучит одинаково для всех участников группы, но выполняет его каждый, основываясь на «доставшихся» ему в карточках фактах (обычно в каждой карточке два факта)Задание. Перескажите переданную вам на карточках информацию. Прокомментируйте ее с точки зрения физики; для этого ответьте на вопросы:Что является источником звука в данном инструменте?Как создаются колебания?Что играет роль резонатора?Конечная цель: придумать форму изложения всех фактов и комментариев перед аудиторией, чтобы участвовала вся группа и получилось законченное произведение, где присутствует логическая связь между фактами, например, создать сказку, радиопередачу «Знаете ли вы что…» Задания группе III(Тема – история развития гитары)Основываясь на «доставшихся» карточках с фактами, подготовить сообщения. Все расположить в хронологической последовательности. Группа в целом должна также ответить на вопросы:1. Как устроена современная гитара (использовать физические термины)?2. Почему звучат ее струны?3. Почему они звучат по-разному?4. Какую роль играет в рождении звуков корпус гитары?5. От каких факторов зависит красота звука гитары?Группа получает гитару как наглядное пособие для иллюстрации второй части сообщения. Итог работы группы – проведение «круглого стола» «История гитары»
Закрепление
Взаимопроверка
Домашнее задание § 26 Дополнительные экспериментальные задания («звук в стакане»)